История одной полезной вещицы.

История одной полезной вещицы.
Экскурс в историю от Константина Сазонова. Как создавались носилки «волокуши»- от Петра I до наших дней.




Экскурс в историю от Константина Сазонова. Как создавались носилки «волокуши»- от Петра I до наших дней.

 

     Есть в оснащении бригады скорой помощи оборудование, которое используется сравнительно редко, а некоторые вещи используются постоянно, и работать без них было бы весьма затруднительно. Речь пойдет о мягких носилках (волокуша, плащевые носилки).

     Встречаются и другие названия, например: «таскать на клеенке», «дотащить на соплях», «фантик», сочувствующих граждан просят иногда «впрячься в машинку»,  старые врачи иногда используют слово «гамачок», некоторые водители называют носики «ковриком» или «подстилкой» (залезая под машину, они подстилают сначала носилки, а на них матрац с каталки…). Приходилось слышать и другие названия, большей частью нецензурные, поэтому упоминать их не буду…

     Пришли мягкие носилки в гражданскую медицину, а именно в скорую помощь, из военной. И прошли путь от «подручных средств оказания помощи» до серийного производства. Своеобразной точкой отчета в нашей стране всегда была война 1941-1945 годов, тем более в вопросах медицины. Я бы даже сказал своеобразным «фильтром» медицинской техники и методов лечения, что отфильтровалось – живет, что нет – забыто… 

     В качестве подручного средства переноски раненых, «предки» мягких носилок появились намного раньше.
     На флоте, чуть ли не со времен Петра, использовали куски парусины или подвесные койки-гамаки, все из той же парусины, для выноса раненых. Учитывая, что человек не сваливался с парусины, как с деревянных носилок, было удобно вытаскивать раненых из всяких люков, таскать по лестницам, ширина которых была примерно 30 см (в зависимости от назначения палубы). Та же самая парусина, но гораздо большего размера (обычно это был рем.комплект для  парусов), использовалась в качестве трапа для эвакуации тех же раненых на землю или другой корабль. При этом высота спуска могла быть довольно внушительной, до 10 метров, поэтому спускались по два человека – раненый и страхующий (в зависимости от обстановки могли спускать только раненых), парусина выдержала бы и десять человек… 

     Со временем, на некоторых флотах, к койкам-гамакам, которые привязывались к конструкциям палубы канатом, для удобства их дальнейшего использования в качестве носилок, стали подшивать ремни, парусиновые лямки или просто делали дырки по углам… 

     В начале прошлого века все это «санитарное творчество», завершилось изобретением корабельных носилок. От обычных санитарных носилок, корабельные отличаются положением на них раненого - полусидя, меньшими за счет этого размерами и большим количеством крепежных элементов. Такие носилки позволяют вытащить человека из корабельных шахт глубиной до 15 метров. На этом с морем все…

     Названия «волокуша» и «плащевые носилки» появились уже на «земле».
     «Волокуша» - приспособление для перевозки грузов, состоит из двух жердей, которые волокутся по земле животным или человеком. В качестве волокуш использовали все подряд: срезанные ветви деревьев, доски, жерди, куски металла и т.д.  Для выноса раненых иногда использовали фанерные волокуши, которые могли «жить» всего месяц и которые можно было сколотить из подручных материалов. Лодка-волокуша (карельского типа), приспособление, с длиной 2,4 м., шириной 60 см. и высотой примерно 20 см. Примерно в 10 см. от дна, лодка «прошнуровывалась» веревкой для комфорта раненого и амортизации. В отличие от истории с парусиной, лодки-волокуши выпускались серийно, специально для эвакуации раненых с поля боя. Лодка имела, в отличие от обычных носилок, массу плюсов: даже довольно приличный вес мог тащить один санитар, в том числе и ползком; раненый не промокал, не «валялся в грязи» и не «тонул» в окопах, где могло быть воды по колено; отсутствует тряска, как при переноски на обычных носилках; зимой лодке-волокуше вообще альтернативу было найти сложно; у лодки были еще определенные иммобилизирующие качества (когда хватало медицинского имущества, раненый в «своей» лодке мог спокойно проехать два-три этапа), тем более, при использования для эвакуации не приспособленного транспорта.

     Лодку-волокушу иногда называли «черепахой», из-за того, что санитары, чтобы не застрять, бегали по окопам с лодками над головой. А иногда, на поле боя, прятались под ними, ползая между гнездами раненых. Учитывая, что лодки были грязными, получалась неплохая маскировка.
     Лодки-волокуши остались в том героическом времени…

     В качестве своеобразного вида волокуш и подручного средства для переноски раненых очень широко  использовалась плащ-палатка – вещь полезная во всех своих проявлениях. Во всех санитарных инструкциях и учебниках того времени, плащ-палатка рассматривалась как средство выноса раненых с поля боя. Были разработаны способы использования палатки в качестве носилок. Довольно часто, солдаты «модернизировали» свои плащ-палатки, чтобы облегчить жизнь и себе, и санитарам. Прошнуровывали короткий (головной) конец плаща веревкой или наплечными ремнями, пришивали ремни-завязки для «укутывания» в плащ-палатку. Вообще, к слову сказать, фантазия у пехоты была еще та… Чего только с плащ-палаткой не делали: спали на ней, использовали как подушку и одеяло, делали гамаки, таскали в ней воду и боеприпасы, вытаскивали раненых, делали вещмешки и много чего еще.
     Для переноски раненых в окопах, из плащ-палатки изобрели «окопные» носилки. Состояли они из плащ-палатки, шеста и санитарной лямки.  
     В переоборудованных наспех под военно-санитарные летучки товарных вагонах, плащ-палатки использовали под гамаки для легкораненых, тяжелораненые лежали на настилах из досок и соломы. 

     Кто, где и когда догадался сделать мягкие носилки в современном их виде, история умалчивает. Известно, что куски брезента с подшитыми к ним ремнями, были замечены у союзников, которые видимо просто усовершенствовали плащ-палатку. Тем не менее, именно с этого момента мягкие или плащевые носилки организовались в «самостоятельный вид».
    
 В СССР мягкие носилки на скорой помощи неофициально стали появляться сразу после войны. Кто-то использовал «трофеи», кто-то делал сам. Стране было не до носилок, у промышленности были другие проблемы. Однако, уже начиная с 60-х годов, стали появляться серийные образцы брезентовых мягких носилок с пришитыми по периметру шестью ремнями-ручками.  В 80-х, появились мягкие носилки из тентовой ПВХ-ткани, прошитые стропой по периметру и по полотну.

     Сегодня каждая уважающая себя скоропомощная фирма делает мягкие носилки. При этом, пытаясь дополнять нехитрую конструкцию всевозможными «ноу-хау», чтобы в выгодную сторону отличаться от конкурентов. Комиссия по скорой медицинской помощи Комитета по новой медицинской технике, все это рассматривает и регистрирует. На деле выглядит это немного странно, а в некоторых случаях, «новшества» не только бесполезны, но и просто мешают работать. А сами носилки продаются по нереальным для скорой помощи ценам. 

     Некоторые станции заказывают носилки на местных небольших фирмах по производству тентов для прицепов. Конструкция таких носилок гораздо продуманнее и  удобнее, т.к. сотрудники скорой рисуют так, как должно быть, а цены ниже на порядок. Качество в итоге также выше: небольшая партия, практически «ручная сборка», фирмы для «своей» скорой стараются сделать как можно лучше.

     Разницы между нашими носилками и импортными, на вид, практически нет. Может быть,  импортные носилки чуть посимпатичнее сделаны. Что касается надежности и живучести, отличий также мало. По поводу функциональности вопросов больше.

Какими все-таки должны быть идеальные мягкие носилки для скорой помощи? Для начала можно перечислить те качества, без которых носилкам на скорой делать нечего:
- надежность.
- удобство хранения и использования
- удобство и безопасность для больного
- терпимость носилок к дез.средствам в течение  долгих лет эксплуатации.
- «реальная» цена
- привлекательная внешность

     И ручки, и полотно должны выдерживать нагрузку 200 кг. Носилки должны легко сворачиваться и быть в машине «на своем месте». В свернутом виде, ручки должны быть с одной стороны, чтобы носилки не разворачивались при ношении. Некоторые фирмы рекламируют возможность использования их носилок в свернутом виде, в качестве подушки. Флаг, как говорится, в руки…

     Носилки должны иметь достаточную длину и ширину. Длина должна быть не менее двух метров. Ширина – не менее 1,5 метра. Ширина носилок – важный момент. Почему полтора метра? Желательно поднимать носилки не от земли, а с уровня колен, то есть примерно по 50 см. от земли до колен с каждой стороны плюс 50 см. на ширину среднего больного (понятное дело, что там целый метр может быть…). При этом меньше нагрузка на спину, особенно при первом усилии в момент поднятия больного, со всеми вытекающими отсюда последствиями…
     С таких носилок больному слететь сложно и нести его, в том числе по лестнице, гораздо удобнее. Кроме того, с больного не сваливаются его сумки, пакеты и прочее барахло.
     Особо буйных клиентов в машине можно завернуть в такие носилки, скрепив ручки строительными карабинами.
     Оптимальное количество ручек – по четыре с каждой стороны, плюс по одной в торцах.
Некоторые фирмы, например «Аквита», решили сделать крепежные ремни для больного, оказав тем самым «медвежью услугу» и больному и персоналу скорой помощи. Эти ремни не фиксируют как надо и часто сваливаются под ноги. Что будет с тяжелым больным, когда пять человек вместе с ним кувырнутся с лестницы, представить можно.  Крупная партия этих носилок работает на Московской скорой…
     А например, фирма «Медплант» делает носилки с резиновыми трубками на ручках, причем в сложенном виде все ручки расположены с одной стороны. У этих же носилок есть сумка-укладка. Может на скорой это лишнее, а, скажем, там где носилки используются редко, например на здравпунктах, укладка не помешает.
     По поводу цвета носилок. Оптимальный вариант – темно-синий. Рыжие и красные симпатичные до первого вызова.
    
     Вот в двух словах история наших мягких или плащевых носилок, важной и полезной вещицы без которой работать было бы очень сложно.

Константин Сазонов
ССиНМП им. А.С.Пучкова г.Москвы,
Кафедра скорой медицинской помощи МГМСУ.






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться