Агрессивное тестирование тонометра R1 Shock Proof

Агрессивное тестирование тонометра R1 Shock Proof
В середине ноября состоялся крэш- тест тонометров, в котором приняли участие R1 Shock Proof (Rudolf Riester, Германия) и популярная модель китайского производства (далее по тексту- «тонометр №2»), стоящая на вооружении отечественных медицинских служб.




Участвующий в тестах тонометр R1 Shock Proof в течении года активно эксплуатировался доктором бригады интенсивной терапии Московской службы «скорой помощи». Модель одношланговая, манометр и груша составляют единый комплекс. Корпус из ABS- пластика c нескользящим покрытием.

 №2 был приобретен «по случаю» 1,5 года назад, и основное время хранился стационарно в «тревожном чемоданчике». Модель двухшланговая, груша и манометр разделены, подводятся к манжете разными трубками. Корпус металлический, порошковой окраски.

Оба тонометра перед тестами прошли проверку калибровки, стрелки находятся на «0».

1. Тест тонометров на избыточное давление.

Первым к тестам приступил «китаец». Манжету тонометра обернули вокруг закрытой жестяной банки (она выступила в роли симулятора плеча), и начали нагнетать воздух. На рубеже 300 мм. в манжете что - то сильно хлопнуло. Однако, камера манжеты осталась целой – виновником шумового эффекта оказались порвавшиеся нитки оболочки камеры.

разрыв манжеты тонометра

Стравили давление, заново намотали манжету на банку и возобновили работу грушей.
В этот раз удалось накачать манжету до 350 мм, после чего тонометр зашипел – из груши через клапаны начал стравливаться воздух.

тестирование китайского тонометра на перекачивание

Кстати, Riester уверял, что у «китайцев» на 250 мм. «срывает стрелку» - прибор полностью выходит из строя. У нашего испытуемого аварии не случилось – механизм тонометра не потерял работоспособности, хотя возникла погрешность калибровки (об этом чуть позже).

Итак, тот же эксперимент с R1 Shock Proof.

тестирование немецкого тонометра на перекачивание 
Манжету удалось накачать до 390 мм., выше этой отметки тонометр застопорился. То ли у нас сил не хватило, то ли сработала защита, но тонометр воздух не стравливал, но и продолжать нагнетание воздуха в манжету отказался.

После открытия клапана спуска воздуха стрелка вернулась на нулевую отметку.
Контрольные замеры после теста показали, что на Riester испытание никак не отразилось, а вот калибровка №2 потеряла 5 миллиметров ртутного столба.
различия калибровки китайского и немецкого тонометров 
*контрольное давление 80 мм.рт.ст.

2. Падение тонометра с высоты.

Для проведения теста выбрали высоту около 25 метров – седьмой этаж жилого дома. Оба тонометра падали на утрамбованную землю.
падение тонометра с этажа
*стрелкой обозначен летящий тонометр.

Для усиления эффекта эксперимента приборы были лишены «парашютов» - манжеты отстегнуты, в полете участвовала только измерительная часть.

Вопреки ожиданиям, оба тонометра проявили себя достойно –сколов и трещин не обнаружено, только грязь в месте первого контакта с землей.
внешний вид тонометров после падения

Посмотрим, как полет повлиял на точность измерений.

калибровка тонометров после падения
Тестовое давление 100 мм. На снимке видно, что падение с седьмого этажа никак не повлияло на калибровку «немца», но «китаец» потерял еще несколько единиц; погрешность №2 составила 10 мм.рт.ст.

3. Под колесами.

В тесте участвовал автомобиль Nissan Note массой 1,5 тонны.
Тонометры по очереди положили под переднее колесо шкалой к асфальту, и начали медленный «наезд».

переезд тонометров колесом автомобиля

Тонометры после тестов:

тонометры после АВТО

Удивительно, но внешние повреждения оказались не настолько сильными, как мы ожидали:

  • у R1 Shock Proof отмечены умеренные потертости в области ободка стекла и ладонного упора груши;
  • у №2 небольшая трещина стекла и облупившаяся краска корпуса.

Кардинальные различия произошли в работоспособности приборов. R1 продолжал работать, ни на миллиметр не ухудшив точность. А вот №2 с дистанции сошел- прибор намертво заклинило.

Так как после тестов все равно предполагалось вскрыть оба тонометра, мы решили облегчить себе задачу – снова затолкать приборы под колеса, но уже «лицом вверх» и переехать с разгона.

Вот ведь… корпус Riester выдержал и это испытание! Стекло не только не треснуло, но даже не поцарапалось; корпус манометра и груша получили дополнительные ссадины, но не потеряли целостности.

К сожалению, измерительный механизм R1 на этом испытании вышел из строя – стрелка уверенно доползла до отметки 95 и дальше не двигалась.

разбитый китайский тонометр и внешне целый немецкий

Корпус китайского коллеги был разрушен окончательно – стекло развалилось на осколки, стрелка и шкала вдавились в корпус.

Вскрытие покажет…

Попробуем определить, что повлияло на результаты тестов.

Измерительный механизм.

Тонометр R1 Shock proof:
измерительный механизм немецкого тонометра

Верхняя фотография- внутреннее устройство R1 со снятой шкалой. Плоская медно – бериллиевая мембрана и измерительный механизм составляют единый комплекс. К центральной части мембраны приварена вставка из полированной нержавеющей стали, что обеспечивает сохранность материала и формы мембраны в месте контакта с датчиком измерительного механизма.

Сам измерительный механизм из латуни, т.е. не подвержен коррозии.

мембрана тонометра

При вскрытии мембраны оказалось, что она односторонняя – т.е. работает только та часть, которая контактирует с измерительным механизмом. Задняя часть представляет собой толстую латунную пластину с воздушным каналом. За пластиной располагается резиновый буфер:

резиновый буфер тонометра
* фото с выставки «Здравоохранение 2012».

Видимо, защита из металла и специального буфера уберегли измерительный механизм от порчи, а строение в виде единого комплекса измерительного механизма и мембраны – от потери калибровки.

Тонометр № 2.
китайский тонометр изнутри
Мембрана (точнее система из двух сообщающихся мембран) медная, в форме башенки - «восьмерки». Размещается в основании манометра, изменение высоты мембранной «башенки» передаются на измерительный механизм посредством металлического стержня.
Измерительный механизм металлический.

Вскрываем мембрану, а там…

мембрана китайского тонометра

…фууууу! Внутренность напоминает нечищеную бляху солдатского ремня – вся поверхность в зеленых купоросных высолах. Это при условии, что тонометр хранился в стационарных условиях, при нормальной влажности и температуре. По сравнению с девственно- чистой мембраной Riesterа, зрелище унылое…

Остальные детали конструкции тонометров.

Резина груши у Riester толще (средняя толщина стенки – 3,4 мм. , у №2- 2,8 мм), груша снабжена ладонным упором. За счет вышеперечисленного груша более упруга и позволяет накачать манжету буквально за три движения ладонью. Верхняя часть ладонного упора представляет собой продолжение головки тонометра, нижняя «сплавлена» с грушей.

Измерительная шкала у обоих приборов из алюминия, но в Riester толщина больше– 1 мм. против 0,4мм. у №2). Возможно, использование более толстого металла тоже сыграло свою роль в защите измерительного механизма, позволив сохранить работоспособность R1 при первом «проезде» автомобиля.

груша тонометра

Спусковой клапан.
У №2 спуск воздуха происходит за счет образования щели в клапане между крышкой с уплотнителем и резьбой.

Riester испорльзует «не изнашиваемый игольчатый клапан» - на подобии системы впрыскивания топлива в паяльных лампах или примусах. К сожалению, разобрать клапан и показать иглу у нас не получилось- даже с помощью газового ключа и плоскогубцев мы не смогли сорвать крышку клапана (у №2 крышка свинтилась без использования дополнительных инструментов).

спусковой клапан тонометра

Обратите внимания – крышка клапана R1 Shock Proof тоже латунная – это выяснилось после грубого обдирания прорезиненного покрытия плоскогубцами. Т.е. все составные части клапана имеют защиту от окисления.

При попытке добыть игольчатый клапан выяснилось, что R1 состоит из ABS пластика не полностью – перешеек груши, крепление воздушного клапана, коннектор манжеты и задняя часть манометра усилены дюралюминиевым сплавом.

тонометр Riester в распиле

И еще несколько особенностей тонометра антиударного тонометра R1 Shock Proof.

Клапан подачи воздуха, установленный в основании груши, у R1 представляет собой подвижную мембрану, у №2 – подвижный металлический шарик. Видимо, мембранный механизм надежнее – в первом тесте при перекачивании Riester давление не стравливал, в отличии от №2. И как всякий черный металл, система с шариком подвержена коррозии, что неблагоприятно скажется на герметичности системы.

воздушный клапан тонометра

Воздушный фильтр:

воздушный фильтр тонометра
есть только у тономета Riester. Представляет собой не подверженную окислению латунную сетку с ОЧЕНЬ мелкими ячейками. Служит для защиты внутреннего пространства мембраны от попадания пыли.

Итоги тестирования тонометров.

Тонометр №2.
Удивил корпус «китайца» - после падения с этажа мы ожидали полного разрушения тонометра. Ан нет- с незначительными повреждениями №2 пережил даже наезд машины. Чего не скажешь о калибровке, начавшей портиться уже после первого теста.

Неоднозначные впечатления оставила мембрана. Мы ожидали увидеть «бюджетную» мембрану из тонкой стали, однако обнаружили более чувствительную и менее подверженную «возрастным изменениям» медную. Но отсутствие покрытия и использование неподходящего сплава сделали свое черное дело- мембрана окислилась, что недопустимо при использовании компонента в точных измерительных приборах.

Измерительный механизм стальной, что накладывает некоторые ограничения на условия и длительность эксплуатации – желательно содержать прибор в тепле и сухости, не допуская образование конденсата и тем более попадание влаги.

Т.е. при бережном домашнем обращении тонометр может прослужить несколько лет, особенно при условии периодической замены медной мембраны. Цена прибора не высока – около 500 руб. в розничной аптечной сети.

R1 Shock Proof.
Не сказать, чтобы Riester СИЛЬНО удивил, скорее- подтвердил свое породистое «Made in Germany». Мы ожидали повреждение калибровки после падения с высоты и повреждение корпуса после наезда автомобиля, однако этого не случилось – планка надежности тонометра оказалась гораздо выше официально заявленной производителем.

Приятным открытием оказалось использование латуни во всех измерительных и особо нагруженных компонентах – прибор надежно защищен от влияния повышенной влажности и других агрессивных компонентов окружающей среды.

Усилил уверенность в «неубиваемости» аппарата процесс вскрытия- №2 разобрали голыми руками с небольшой помощью отвертки, для расчленения R1 понадобилась нож, пила, плоскогубцы и молоток. Т.е. в даже в экстремальных условиях эксплуатации можно быть уверенным – тонометр не развалится.

R1 Shock Proof рассчитан не только на бережное домашнее обращение, но и на практически любые, даже самые агрессивные условия эксплуатации, исключая разве что дайвинг. Средняя цена 3300 руб., что значительно выше цены азиатских аналогов. И это вполне оправданно- использование специализированных материалов (в том числе цветных металлов) и дополнительные средства защиты хоть и удорожают прибор, но в несколько раз продлевают срок его эксплуатации, позволяют отказаться от особо бережного обращения, повышают точность измерений. А благодаря бархатистому нескользящему покрытию и эргономичной форме работать тонометром и удобно, и приятно.

PS: Основные отличия R1 Shock Proof от других тонометров Rudolf Riester - усиленный корпус и дополнительный бампером измерительного механизма. Остальными полезными свойствами (латунный измерительный механизм, медно-бериллиевая мембрана, воздушный фильтр и т.д.) обладают все тонометры производства Rudolf Riester.

Тонометр R1 Shock Proof
Обзор подготовлен при поддержке интернет- магазина немецкого диагностического оборудования Rudolf Riester.

ПС2: Конкурс на угадывание результатов крэш-теста выиграла Snezana, с благословения немцев получающая подарок- стетоскоп, жгут или фонарик на выбор. Snezana, пиште адрес доставки в «личку»!

В честь удачно проведенного тестирования для всех пользователей Feldsher.ru до 1 декабря 2013 года действует специальная скидка 3% в фирменном магазине Rudolf Riester.

С уважением,  Admin.





SazMed
Какой замечательный тонометр)
Интересно, а как проверялось "контрольное давление 80 мм.рт.ст."? Был третий контрольный тонометр?
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
Admin
Цитата
Был третий контрольный тонометр?
Да, был. В качестве эталона использовался ртутный тонометр.
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
Снежана Соловьева
Вот и мне счастье привалило!!!УРАААААА!!!СПАСИБО!!! :)
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
Заяц
Тонометр-то хорош, но зачем же его с окна кидать? :)

По этому поводу вспоминается анекдот:
Установили на лесопилке новую импортную пилораму. Собрались работяги вокруг, сунули в неё бревно.
"Вжиг"-сказала пилорама, перепелив бревно пополам. Сунули бревно потолще.
"Вжиг"-сказала пилорама, перепелив бревно пополам. Сунули стальной лом.
"Кряк" сказала пилорама, и повалил густой дым. "Вот так"- сказали работяги, и снова взялись за пилы и топоры.
ИмяЦитироватьЭто нравится:1Да/0Нет
Admin
Цитата
Тонометр-то хорош, но зачем же его с окна кидать?
Причины две: 1. интересно было узнать предел возможностей 2. Все равно собирались R1 разобрать- покопаться во внутренностях (в частности, интересовало наличие заявляемых немцами "фишек" - воздушного фильтра, особой мембраны и т.д.). Поэтому и отправили тонометр на тест, в котором он должен был гарантированно "разобраться". Не сломался бы на втором проезде автомобилем - отправили бы в камнедробилку  :)
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
shira
Зеер Гуд, Бог с ним с манометром,после личностей всяких обрабатываем манжету каждый раз-после года похожа на тряпку
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет

Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться