Прилетит вдруг диспетчер...

Прилетит вдруг диспетчер...
Как стало известно корреспондентам «Life Ньюс», в службе Московской «скорой помощи» планируется смелый эксперимент – с целью повышения оперативности работы бригад, в штат введут … дирижабли!

Корреспондент «Life Ньюс» побеседовал с первым заместителем министра здравоохранения г. Москвы Николаем Плавуновым.

ЛН: В последнее время служба экстренной медицины Москвы считается одной из лучших в России – раз в квартал правительство отчитывается о новых «каретах неотложки», оборудовании… Так ли необходимы еще более новые технологии?

НП: По статистике, за последний год наши бригады стали добираться до больных на 15,5 секунд быстрее. На первый взгляд цифра небольшая, но учитывая, что мы ежегодно ускоряем время прибытия бригады к больному, за последние несколько лет мы достигли ощутимых результатов.

К сожалению, по независящим от нас техническим причинам (мобильная связь, пробки) мы не можем наращивать оперативность прибытия бригад теми темпами, которыми нам бы хотелось.

ЛН: Приятно, что с каждым годом качество экстренной помощи в Москве повышается. Но не будет ли эксперимент слишком рискованным и затратным?

НП: Сразу хочу отметить – с дирижаблями и им подобными аппаратами опыты уже проводились. В частности – в Греции и Испании, и результаты признаны положительными. Были и теоретические проекты, находящиеся на стадии воплощения, например, «дирижабль Archangel» от группы американских ученых. 

 

Мы пошли дальше всех – от теории и пробных проектов переходим к практике. В настоящее время правительством Москвы выделено 500 млн. рублей на закупку необходимых аппаратов и организацию системы координации. Для Москвы это не большие деньги, учитывая, что речь идет о здоровье, а порой- и о ЖИЗНИ человека.

ЛН: Расскажите, как будет действовать система.

НП: Как я говорил, основные факторы, мешающие бригадам своевременно приезжать к больному – это связь и пробки. Мы надеемся, что именно эти проблемы мы решим в первую очередь.

В каждом городском округе будет установлено по одному дирижабельному посту. Аппарат будет подниматься на высоту до 500 м, в зависимости от плотности многоэтажек в районе. В составе экипажа три человека – капитан судна, врач-консультант и диспетчер – ему отводится основная роль!

Диспетчер будет круглосуточно наблюдать за обстановкой в районе обслуживания – в частности, отслеживать дорожную ситуацию. Наблюдение ведется с помощью современных оптических приборов – телекамер, установленных по периметру дирижабля. Будет у диспетчера и обычный бинокль. При поступлении экстренного вызова диспетчер сможет быстро проложить маршрут до места вызова с учетом «пробок», подсказать бригаде пути объезда. К сожалению, система Яндекс.пробки, которой мы пользуемся сейчас, не на столько оперативна, как бы нам того хотелось. Координация действий бригады с помощью диспетчера, видящего реальную обстановку на дороге, на много эффективнее!

При необходимости, с помощью мощного прожектора дирижабль осветит место происшествия (или, например, поможет бригаде выйти из темного подъезда, найти нужный дом). С помощью звукоусиливающей аппаратуры находящийся на борту врач может руководить действиями бригад, помочь сориентироваться в обстановке, дать совет.

Так же, в обязанности диспетчера будет входить отслеживание передвижения бригад, и в случае незапланированных остановок или задержек выезда оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию. Кстати, у диспетчера, поимо мобильной связи, будет комплект раций, с помощью которых он напрямую сможет связаться с бригадой – это позволит ускорить передачу информации и обрести определенную независимость от сотовых операторов. Чтобы определить, какая машина попала в поле зрения дирижабля, на крышах машин напишут номер госрегистрации автомобиля, номер подстанции и номер бригады.

При визуальном обнаружении ДТП или случаев хулиганских действий диспетчер сможет самостоятельно вызвать бригаду 03 и полицию к месту происшествия. Дирижабль оснащен и инфракрасными камерами - в сильные холода увеличивается количество замерзших на улице, которые уже не могут вызвать помощь самостоятельно. Камеры помогут обнаружить пострадавших и своевременно выслать на помощь бригаду.

Достаточно часто нас вызывают в общественные места к людям, не требующим оказания экстренной помощи. Например, к лицам в состоянии алкогольного опьянения или асоциальным элементам (БОМЖ). Им нужна помощь полиции и социальных служб. Получая подобный вызов, диспетчер передает информацию находящемуся рядом врачу- консультанту дирижабля, который может с «высоты птичьего полета» оценить обстановку – увидеть пострадавшего, и перезвонив вызывающему, попросить произвести необходимые действия с целью уточнения состояния «пострадавшего». По нашим расчетам, мы сможем освободить до 15% бригад, отправив их к тем, кто действительно нуждается в помощи.

Важная роль отводится капитану воздушного судна. В его обязанности входит не только взлет- посадка, но и отслеживание исправности бортовых систем, контроль метеообстановки, позиционирование дирижабля в пространстве, контроль соблюдения дисциплины персоналом. В общем- настоящий капитан корабля!

ЛН: На сколько безопасен такой «медицинский дирижабль»? Не снесет ли его порывом ветра, не загорится ли газ, наполняющий дирижабль?

НП (смеется): У вас устаревшие сведения. Современные дирижабли наполнены инертным газом, который не горит и не поддерживает горение. Обшивка- из современных материалов, тоже не горючих.

По поводу метеообстановки. Современные дирижабли оснащены гироскопами и мощными моторами, которые позволяют оставаться кораблю на исходной позиции даже в шторм – система автоматики чутко реагирует на изменение силы и направления ветра. В случае необходимости капитан может перевести устройство на полностью ручное управление. Однако, для страховки дирижабль привязывается тросом к ближайшему высотному зданию или крыше подстанции.

На совсем уж крайний случай каждой дежурной бригаде выдадут комплект автоматических парашютов – высота 500 метров позволяет осуществить безопасный прыжок.

ЛН: Видимо, бригадам предстоит не простая работа. В такие «летные отряды» будут набираться особые люди?

НП: В настоящее время штат Московской «скорой помощи» укомплектован на 100%. Для нас главное- не какие - то «особые данные», а практический опыт сотрудников. Поэтому дежурство «на высоте» будут осуществлять в первую очередь опытные сотрудники, проработавшие на 03 год и более.

Большой работы требует ситуация с капитанами. Мы рассматривали возможность обучения обычных водителей наших автомобилей, но это процесс дорогостоящий и длительный, не менее года. А нам бы хотелось запустить проект уже этим летом. К сожалению, нам не подходят и профессиональные летчики – управление быстро движущимся самолетом и статичным дирижаблем – абсолютно разные вещи!

В настоящее время мы присматриваемся к кадрам Севастополя и Крыма. После совещания с экспертами стало ясно, что именно капитаны морских кораблей наиболее близки к дирижаблям! Переобучение займет не более двух месяцев. Всех сотрудников, прибывших из Севастополя и Крыма мы обеспечим местами в общежитии, необходимым социальным пакетом, достойной зарплатой.

ЛН: В Москве не первый год существует вертолетный отряд экстренной помощи. Почему выбор пал на дирижабли, а допустим, не на расширение службы медицинских вертолетов?

НП: Причины есть, и они существенны. Во - первых, эксплуатация вертолета обходится дороже, чем дирижабля. Вертолет ежедневно требует большое количество топлива, ежемесячного технического обслуживания. Дирижабль дешев и в обслуживании, и в эксплуатации – раз в год его необходимо дозаправляться газом, раз в квартал – проверить обшивку.
Во- вторых, по существующим нормативам, вертолеты не осуществляют патрулирование в темное время суток и в пасмурную погоду. Для дирижабля подобных ограничений нет.
Ну и в-третьих. Основная задача вертолета – эвакуация раненых. Соответственно, необходима специальная аппаратура и специально обученный персонал. А дирижабль- это средство наблюдения и контроля. В специальной аппаратуре (кроме технических средств наблюдения) нет необходимости, на борту воздушного судна работает обычный персонал.

ЛН: Как персонал попадет на борт дирижабля и в каком режиме будет дежурить?

НП: Изначально была идея сажать аппарат на специальную площадку или ангар. Однако, недавно появилось более простое решение – доставлять сотрудников по одному с помощью специального фуникулера или мини-лифта. Сам дирижабль будет находиться в воздухе круглогодично, раз в квартал не на долго спускаясь для профилактических работ и техосмотра.

Режим работы членов экипажа, как и у всей службы «скорой помощи» - круглосуточный. Однако, «пересменок» планируем осуществлять в 5 утра – это самое спокойное время с минимальным дорожным трафиком – можно ненадолго оставить район без наблюдения.

На борту дирижабля обеспечены все условия для комфортной работы – система обогрева, микроволновки для разогрева пищи, средства гигиены. Наблюдательная кабина просторна, что позволило организовать несколько помещений – капитанский мостик, рубку, камбуз, кают-компанию.

Отмечу, мы работаем без права сна. Но наши сотрудники к подобному графику давно привыкли, диспетчеры не теряют бдительности даже после 24 часов наблюдений. Да, это не простая, но вместе с тем – ответственная и почетная работа!

ЛН: Когда мы сможем увидеть первые дирижабли?

НП: Десять аппаратов уже закуплено у английской компании World SkyCat Ltd – признанных лидеров дирижаблестроения. По одному аппарату на округ плюс запасные. К сожалению, в связи с осложнившейся международной обстановкой – возможными проволочками с доставкой аппаратов, старт проекта может затянуться, но я надеюсь, мы справимся. Мы планируем запустить проект уже этим летом.

ЛН: Спасибо! С нами был Николай Плавунов, первый заместитель министра департамента здравоохранения г. Москвы, куратор проекта «Дирижабль на службе 03».

© Feldsher.ru 01.04.2014


Название прибора*


Краткое описание*
Подробное описание*
Ничего не найдено
Картинка*

Защита от автоматического заполнения