19.04.2011 1157

Минздрав жалуется правительству на Рошаля

Сотрудники Минздрава выступили с коллективным письмом к премьер-министру Владимиру Путину, прося оградить их от критики Леонида Рошаля, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Письмо — ответ на критическую речь господина Рошаля, в которой он 13 апреля подверг реформы здравоохранения, проводимые министром Татьяной Голиковой, уничижительной критике.

Сотрудники Минздрава выступили с коллективным письмом к премьер-министру Владимиру Путину, прося оградить их от критики Леонида Рошаля, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Письмо — ответ на критическую речь господина Рошаля, в которой он 13 апреля подверг реформы здравоохранения, проводимые министром Татьяной Голиковой, уничижительной критике.

 Леонид Рошаль при этом настаивает на передаче созданной под его руководством Национальной медицинской палате (НМП) большинства функций Минздрава. Такое решение, очевидно, остановит все реформы здравоохранения в РФ: глава НМП считает не сильно изменившуюся со времен СССР систему здравоохранения "лучшей в мире", требуя лишь увеличения финансирования отрасли в два-три раза и передачи ее в руки врачей.

Вчера Минздрав на своем официальном сайте разместил открытое письмо на имя председателя правительства Владимира Путина с крайним недовольством критическим выступлением директора московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля на форуме медицинских работников 13 апреля. Письмо подписано "коллективом Минздравсоцразвития", в нем чиновники ведомства требуют "оградить" его от критики господина Рошаля. "Это было волеизъявление сотрудников девяти департаментов министерства,— пояснили "Ъ" в Минздраве, добавив.— Татьяна Алексеевна (Голикова, министр здравоохранения.— "Ъ") письмо видела и поддерживает мнение коллектива".

Письмо беспрецедентно по стилистике. У чиновников после выступления "остался горький осадок", им "очень неприятно", что у "Леонида Михайловича при отсутствии конструктивных предложений находятся только негативные оценки курса нашего здравоохранения и, в частности, министерства". Сотрудники Минздрава подчеркивают: "Не все высказывания Леонида Михайловича были компетентны". Они заявляют, что после выступления господина Рошаля возникла недопустимая "зона отчуждения" между тем, что делает Минздрав, и его "коллегами, врачами, медсестрами, младшим медицинским персоналом, между которыми посеяны зерна недоверия нашей деятельностью". "Если его выступление было призвано разрушить все, что мы делаем, подвергнуть сомнению, поставить в тупик наше дело, которому мы посвящаем все свое время, то он этого добился",— заявляют авторы письма. "Леонид Михайлович саботировал всю деятельность Минздрава",— так коллектив описывает моральное состояние в ведомстве Татьяны Голиковой после выступления достаточно авторитетного в медицинских кругах врача Рошаля.

Напомним, на прошлой неделе, 13 апреля, господин Рошаль в присутствии премьер-министра выступил с развернутой критикой ряда реформ, проводимых министерством. В частности, он призвал "в два-три раза" увеличить тарифы социальных взносов в систему ОМС (сейчас — 5,1%, это предполагает рост совокупных выплат в социальные фонды с нынешних 34 до 39-44%), чтобы довести финансирование здравоохранения в РФ до 6-7% ВВП. По его расчетам, расходование в 2011-2012 годах 460 млрд руб. на модернизацию регионального здравоохранения даст рост расходов на сектор не выше уровня 4,4% ВВП. Также господин Рошаль заявил, что, поскольку он "человек прямой", не может не сказать, что "это беда, что в Минздравсоцразвития нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения" — эту реплику, отметим, зал встретил аплодисментами.

Леонид Рошаль подверг критике понятие "рентабельность" в здравоохранении и связанные с ним действия Минздрава по сокращению низкозагруженных клиник и фельдшерско-акушерских пунктов, по росту расходов на врачей общей практики без дополнительного финансирования узких специалистов, по временному и денежному ограничению расходов на одного пациента, по интеграции служб скорой помощи и клиник. Отдельно Леонид Рошаль подверг критике децентрализацию расходов на информатизацию в здравоохранении, законотворческую деятельность Минздрава (в частности, отсутствие среднесрочной концепции развития здравоохранения), сохранение в новой системе ОМС региональной разницы в нормативах расходов системы ОМС ("базовая" и "территориальная" программы). Критика господина Рошаля была направлена не только в адрес Минздрава. Он, в частности, предложил в рамках реформы бюджетной сети Минфином для начала реализовать пилотные проекты "в одном-двух регионах страны" при переводе медучреждений в статус автономных, бюджетных и казенных.

Письмо Минздрава является комментарием к этому выступлению. "Я не хочу и не буду вступать в полемику. Женская логика иногда бывает необъяснима",— заявил "Ъ" Леонид Рошаль, комментируя письмо, появление которого, по его словам, встретил "с улыбкой", добавив: — "Там нечего комментировать".

Конфликт Леонида Рошаля и Минздрава, помимо явных политических расхождений с Татьяной Голиковой, имеет и чисто административную составляющую — конфликт вокруг медицинских ассоциаций в России. Уже на форуме господин Рошаль, глава созданной в 2010 году Национальной медицинской палаты, возмутился тем, что Общественная палата (ОП) создает "параллельную" медассоциацию. Глава комиссии Общественной палаты по охране здоровья и экологии Евгений Ачкасов заявил "Ъ": Общественная палата не инициировала создание новой ассоциации, но в России сложилась "удивительная ситуация", когда существуют три медицинских ассоциации, дублирующие функции: Российское медицинское общество (РМО, входит во Всемирную медицинскую ассоциацию), Российская медицинская ассоциация (РМА) и НМП. "Им было предложено объединиться, но Леонид Рошаль не согласился. Ведь по международным нормам президент объединения должен меняться каждый год",— объясняют в ОП. Исходя из слов представителя палаты, НМП создана как альтернатива дружественных Минздраву РМО и РМА.

Идеей НПМ в 2010 году была передача ей части функций самоуправления в медицинском сообществе. По словам Леонида Рошаля, "палата ничего у министерства не хочет отбирать", но "само министерство должно быть заинтересовано в этом". "Мы будет настаивать на том, чтобы наша НМП занималась всей профессиональной деятельностью. Другого пути повышения качества медпомощи в России я не вижу. Мы пытаемся сделать то, что доказало свою эффективность во всем мире",— сообщил Леонид Рошаль, добавив: в странах, где действуют ассоциации, уровень удовлетворенности населения медпомощью составляет порядка 80%, в то время как в России — только 30%.

Ключевой вопрос — обязательное или необязательное членство медучреждений в НМП. Господин Рошаль настаивает на обязательном членстве, ссылаясь на опыт Германии. Господин Ачкасов, в свою очередь, поясняет: цель инициатив господина Рошаля — "сделать из НМП второй Минздрав, а также передать функцию сертификации и лицензирование от Минздрава палате". При этом господин Рошаль не скрывает намерения добиваться передачи в НМП функций "аттестации, сертификации, разработки стандартов, протоколов, контроля", то есть именно того, чем Минздрав активно занимается с момента прихода Татьяны Голиковой в руководство министерства.

Формально речь идет о конфликте между идеей самоуправления медицинским сообществом и административным управлением здравоохранением. Впрочем, вряд ли правительство сможет рассчитывать на НМП и Леонида Рошаля как "общественного союзника" в любой реформе здравоохранения. Выступление господина Рошаля 13 апреля было первой за последние годы попыткой системной критики реформы здравоохранения с позиций социалистического ультраконсерватизма. Так, глава НМП заявил о действующей в РФ системе как о "лучшей в мире структуре здравоохранения", попытки ее реформировать считаются ненужными: даже разделение полномочий здравоохранения "на федеральный, региональный и муниципальный уровни" Леонид Рошаль считает "непродуманным", настаивая на полной централизации и вертикализации управления отраслью под руководством медиков-профессионалов, а не экономистов.

Эта позиция господина Рошаля не изменилась со времен руководства Минздравом Александром Зурабовым — в 2002-2009 годах он, еще будучи главой комиссии Общественной палаты по здравоохранению, требовал от правительства выделения из единого медико-социального министерства профильного ведомства здравоохранения. Теперь же история повторяется в виде конфликта вокруг НМП и самоуправления медиков. Впрочем, непонятно, каким образом Владимир Путин, к которому обращается Минздрав, мог бы "оградить от критики" подчиненных Татьяны Голиковой. Ведь, несмотря на всю бескомпромиссность позиций господина Рошаля, за пределы профессиональных тем он в своих комментариях к реформам Минздрава не выходит.

Дарья Николаева, Дмитрий Бутрин "Коммерсантъ"



Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено