28.03.2011 3760

О работе службы скорой медицинской помощи

... в 2004-2007 гг. и I квартале 2008 г. Росздравнадзор провел анализ данных Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников за 2006-2007 гг., результатов мониторинга показателей реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» за 2006-2007 гг., данных отраслевой статистической отчетности за 2004-2006 гг. (Форма №40, утвержденная приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 г. №100), а также данных проведенного опроса территориальных органов Росздравнадзора и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

... в 2004-2007 гг. и I квартале 2008 г.
Росздравнадзор провел анализ данных Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников за 2006-2007 гг., результатов мониторинга показателей реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» за 2006-2007 гг., данных отраслевой статистической отчетности за 2004-2006 гг. (Форма №40, утвержденная приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 г. №100), а также данных проведенного опроса территориальных органов Росздравнадзора и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

 


Процессе проведения работы осуществлялось информационное взаимодействие с общественными организациями: Национальным научно-практическим обществом скорой медицинской помощи, Ассоциацией работников правоохранительных органов РФ, Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре. В результате проведенного анализа был выявлен ряд общих для всех субъектов РФ тенденций в динамике состояния службы скорой медицинской помощи в пе­риод 2004—2007 гг.: во первых, парк санитарного автотранспорта был обновлен в среднем на 50%, во-вторых, с 1 июля 2006 г. средний уровень оплаты труда работников скорой медицинской помощи вырос в 2 раза.


Однако при сопоставлении с данными отраслевой статистической отчетности положительной динамики по основным отчетным показателям, отражающим эффективность мероприятий по оказанию помощи на догоспитальном этапе, не наблюдается. Численность пациентов, госпитализированных службой скорой медицинской помощи в стационары, увеличилось на 8,7%, численность пострадавших в ДТП — на 5,6%. При этом прирост числа внезапных заболеваний и состояний составил 2,4%.


Практически на всей территории России (за исключением Москвы и С.-Петербурга, где скорая медицинская помощь находится в ведении субъекта РФ) затруднена координация деятельности подразделений службы скорой медицинской помощи, работающих на границах различных муниципальных образований. В случае отсутствия свободных бригад в одном муниципальном районе, из другого муниципального района бригады зачастую просто не выезжают, независимо от причины вызова.


По данным анализа письменных обращений граждан за 2006—2007 гг., поступивших в Росздравнадзор, оказание скорой медицинской помощи населению ухудшается. В 2006—2007 гг. прирост числа обращений граждан в Росздравнадзор по вопросам качества оказания медицинской и социальной помощи составил 44%.


Большинство бригад скорой медицинской помощи яв­ляются фельдшерскими — 57%, что не может не сказываться на качестве предоставляемой медицинской помощи. Самое главное, фельдшеры не могут использовать в своей работе дефибрилляторы и другое оборудование, рассчитанное для работы врача и поставленное в рамках национального проекта «Здоровье».

Федеральный регистр медицинских и фармработников в 2006 г. включал в себя 36920 сотрудников выездных бригад СМП, в 2007 г. их число увеличилось до 40013 человек. При анализе динамики изменений кадрового состава выездных бригад за период 2006—2007 гг., проведенном на основании данных регистра, отмечено:

  1. Значительное преобладание лиц, занимающих должность «фельдшер СМП» — 76%, в то время как количество врачебных должностей составляет 17,4%, «медсестер СМП» — 3,9%.
  2. Увеличение удельного веса группы молодых специ­алистов (1980—1989 г.р.) с 15,3 до 23,4%, при сниже­нии количества лиц остальных возрастных групп из числа наиболее квалифицированных и опытных сотрудников (1960—1979 г.р.);
  3. Увеличение общего количества субъектов РФ, где отмечен рост числа специалистов, нуждающихся в обучении: с 57,5 до 84,9%;
  4. В 19% субъектов РФ численность специалистов, которым необходимо повторное обучение, превышает 10%: Республика Адыгея — 42,6%; Пермский край — 29%; Москва — 24%; Свердловская область — 19,5%; Ленинградская область — 18,4%; Брянская область — 18,2%; Псковская область — 17,4%, Костром­ская область — 15,5%, Архангельская область — 14,8%; С.-Петербург — 14,4%; Республика Карелия — 13,8%; Волгоградская область — 10,7%;
  5. Количество несертифицированных специалистов растет: с 2026 человек (5,5%) в 2006 г. до 3268 (8,2%) в 2007 г. Среди специализированных бригад по состоянию на 31.12.2007 г. наличие несертифицированных специалистов отмечено в 50% субъектов РФ, наиболее неблагоприятна ситуация в Костромской области, Пермском крае и С.-Петербурге;
  6. Отмечен рост численности несертифицированных специалистов по всем основным должностям: врачи — с 4,9 до 8,7%; фельдшеры — с 4,3 до 8,1% и медсест­ры — с 2,8 до 6,4%, в среднем с 4,3 до 8,2%. Учет непрофильных вызовов является ключевым индикатором качества организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений. Прирост их количе­ства свидетельствует о недостаточной работе участко­вой службы с больными хроническими заболевания­ми, слабой организации неотложной медицинской по­мощи в амбулаторно-поликлиническом звене. Из-за этого значительное количество выездов бригад ско­рой медицинской помощи к больным, нуждающимся в экстренном поддержании  жизненных функций, и на места происшествий выполняется несвоевременно. Систематизированный учет непрофильных вызовов ведется только в 2 субъектах РФ — Москве и С.-Петер­бурге.

Изучение общественного мнения сотрудников скорой помощи, проведенного в форме on-line опроса, подтверждает ранее выявленные проблемы. На 16.03.2008 г. приняли участие в заполнении анкеты более 400 сотрудников СМП из всех субъектов РФ.
По результатам on-line опроса сотрудников скорой ме­дицинской помощи выявлено следующее:

  1. при неизменившемся общем количестве бригад 41% опрошенных сотрудников скорой помощи отмечает снижение количества врачебных бригад, 20% — специализированных бригад, при этом 38% опрошенных отмечают увеличение количества фельдшерских бригад скорой помощи, что и подтверждается официальными статистическими данными;
  2. 90% сотрудников скорой помощи отмечают возросшее количество вызовов, при этом 49,5% отмечают снижение их профильности для скорой помощи;
  3. от 38 до 56% сотрудников отмечают, что ситуация по материально- техническому состоянию станций (бытовые условия и расходные материалы), одежды не изменилась или стала хуже;
  4. в плане обеспечения оборудованием 81% сотрудников отмечает прогресс, однако полученное оборудование используют менее половины врачей и фельдшеров, что обусловлено либо его недостаточным качеством, либо неумением на нем работать;
  5. 51% опрошенных отмечают отсутствие роста уровня подготовки специалистов СМП;
  6. более 50% респондентов отметили, что пишут карточку по стандартам, а процедуры проводят, как знают и умеют.

Особенно обращают на себя внимание ответы, касающиеся создания координационного центра развития системы неотложной медицинской помощи при амбулаторно - поликлинических учреждениях. Большинство респондентов считают целесообразным создание координационного центра по СМП при Минздравсоцразвития России).

Таким образом, при повышении показателей укомплектованности автомобилями, увеличении заработной платы медицинских сотрудников скорой медицинской помощи и оснащении медицинским оборудованием, основными выявленными проблемами скорой помощи являются:

  1. Отсутствие возможности на муниципальном уровне координировать деятельность скорой помощи с соседними районами, невозможность оказать скорую помощь на территории другого района из-за полного отсутствия преемственности в работе.
  2. Отсутствие должной координации действий между службами экстренной помощи: санитарной авиации, медицины катастроф, выездных областных консультативных служб субъектового подчинения и скорой по­мощью, как правило, муниципального подчинения.
  3. Несовершенство единой формы учетно - отчетной документации.
  4. Невозможность исполнения требований стандартов оказания скорой  медицинской помощи в связи с отсутствием материально-технического обеспечения.
  5. Существование значительных различий в размерах финансирования на нужды службы даже в соседних муниципальных районах.
  6. Нецелевое использование бригад скорой помощи на перевозку плановых больных, дежурствах на различных мероприятиях и т.д. по распоряжению местного руководства.
  7. Нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 г. №100 о самостоятельности скорой помощи как юридического лица при количестве населения муниципального образования более 50 000 человек. Также до сих пор не применяется на практике приказ Минис­терства здравоохранения РФ от 11 марта 2003 г. №93 «Об отраслевой программе «Скорая медицинская помощь»».
  8. Отсутствие возможности в большинстве регионов создания  электронной диспетчерской службы и установки систем спутниковой навигации на машины.
  9. Недостаточная укомплектованность службы скорой помощи квалифицированными кадрами, в т.ч. специалистами, свовременно прошедшими переподготовку; несовершенство системы подготовки кадров службы СМП как высшего, так и среднего звена.
  10. Недостаточный уровень заработной платы и благосостояния сотрудников скорой медицинской помощи, а также их социальной защищенности.
  11. Расположение станций и отделений скорой медицинской помощи в помещениях, не соответствующих предъявляемым к ним требованиям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значительные финансовые вложения в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» при имеющейся в настоящий момент системе управления и контроля за службой скорой медицинской помощи не дали ожидаемых результатов. В связи с передачей части функций Росздравнадзора в органы исполнительной власти субъектов РФ на ос­новании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» оценить вопросы государственного контроля качества оказания медицинской и социальной помощи и вопросы лицензирования медицинской помощи, как первичной медико-санитарной, так и специализированной, не представляется возможным.

Учитывая социальную значимость  службы СМП на фоне выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье», для оптимизации осуществления контрольно-надзорных функций Росздравнадзором, а также проведения углубленного анализа полученных в результате этого мероприятий, целесообразно перевести подчинение СМП с муниципального уровня на уровень субъекта РФ. Эти негативные тенденции будут сохраняться, если не провести структурно-организационные изменения службы скорой медицинской помощи и не внести изменения в существующие нормативные правовые документы.

Предложения Росздравнадзора по совершенствованию оказания скорой медицинской помощи:

  1. Подготовить предложения по внесению изменений в ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 и Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о переводе скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень подчинения субъекта РФ, что позволит создать более совершенную систему контроля за деятельностью службы СМП.
  2. При Минздравсоцразвития России и органах управлений здравоохранением субъектов РФ создать структуры, курирующие вопросы экстренной медицинской помощи. Организовать на их базе единые диспетчерские службы скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф, санитарной авиации, выездных консультативных служб областных больниц, с формированием единого информационного пространства на всей территории РФ.

Источник: Вестник Росздравнадзора № 3 - 2008 г.



Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено