10.03.2013 6061

Жизнь и чаяния «скорой помощи»

Жизнь и чаяния «скорой помощи»
Интервью главного врача станции города Усть-Илимска газете "Вестник"




Каждый человек с детства знает короткие номера экстренных служб. Мы уверены: когда нам угрожает опасность, стоит набрать 01, 02 или 03, и к нам приедут, помогут, спасут. Если приехали быстро, оказали квалифицированную помощь, люди и не заметят. А если чуть задержались, тут же поднимают шум… Врачи «скорой помощи» – одни из тех, кто приедет, поможет, спасет. О непростых буднях Усть-Илимской станции скорой медицинской помощи рассказал главный врач службы Сергей Лесков.


- Сергей Юрьевич, в последнее время много говорится о модернизации здравоохранения. Медицинские учреждения закупают новое оборудование, в зданиях больниц и поликлиник проводятся ремонты, персоналу повышается зарплата. Коснулась ли модернизация службы скорой помощи?

- К сожалению, в 2011 – 2012 годах модернизация обошла стороной «скорую помощь». С 2006-2007 года, когда был обновлен автопарк, никаких переоснащений и преобразований не было. Изменения есть, но, честно говоря, совсем не радостные. С 1 января в силу вступил ряд статей закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», согласно которым все медучреждения должны перейти на одноканальное финансирование из фонда ОМС, в том числе и станции скорой помощи. Естественно, это вносит коррективы в нашу работу. До 2013 года мы были бюджетной организацией, наша работа оплачивалась из бюджета. Учитывался каждый вызов, на который выезжали врачи. Теперь ситуация кардинально изменилась. Теперь оплачивать работу скорой помощи будут страховые компании по факту: сколько отработали – столько получили, но не более утвержденного фонда. При этом оплате подлежит только помощь, оказываемая застрахованным гражданам, то есть тем, у кого есть паспорт и полис обязательного медицинского страхования. Конечно, «безполисным» в помощи не откажут, но оплачивать такие вызовы частично будет бюджет. При этом нас обяжут требовать и записывать паспортные данные, номера полисов и названия страховых компаний. От этого будет напрямую зависеть наша зарплата. На мой взгляд, требовать с больного, находящегося в тяжелом состоянии, полис – это, по меньшей мере, аморально. А если ДТП с пострадавшими? Как можно представить, что врач не оказывает экстренную помощь, а ходит с папочкой и спрашивает полис у раненых? А сколько случаев, когда больные не могут предъявить документы здесь и сейчас? Пожар, автокатастрофы и т.п. Не оказать помощь мы не можем по закону, но возникает вопрос: а оплатят ли ее, если человек не застрахован?

Кроме того, не все заболевания попадают под оплату: страховые компании не будут оплачивать выезд даже к застрахованным лицам с заболеваниями под шифром F по международной классификации болезней. Под этот шифр попадают, например, различные психические болезни, в том числе алкогольные психозы, шизофрения, неврозы и т.д. Не оплачиваются ФОМС также социально-значимые болезни: ВИЧ-инфекция, заболевания передающиеся половым путем, туберкулез. Также оплате не подлежат вызовы по болезням, не попадающим в компетенцию Скорой медицинской помощи. Их не будут оплачивать из фонда ОМС.

- Что значит «компетенция скорой помощи? В каких случаях «скорую» не нужно вызывать и кого тогда вызывать?

- Все болезни можно разделить на угрожающие и не угрожающие жизни. Мало кто знает, что для помощи при разных типах заболеваний нужно вызывать разные службы: либо «скорую», либо «неотложку». «А разве это не одно и то же?» - спросят многие. Нет! На самом деле это две разные службы. «Неотложка» - это отделение неотложной помощи, закрепленное за поликлиникой, а «скорая» - самостоятельное медицинское учреждение.

«Скорая» и «неотложка» приезжают на разные вызовы. Визит «неотложки» больше походит на визит участкового врача: первую помощь вам окажут, но, если нужны более серьезные меры, неотложка будет вызывать «скорую» - только она может произвести немедленную госпитализацию. «Неотложку» следует вызывать при высокой температуре, обострении хронических заболеваний, гипертоническом кризе, болях в мышцах и суставах, болях у онкобольных, небольших ожогах, ОРВИ, ангинах и т.п. На вызов приедет врач-терапевт и медицинская сестра. Они оценят состояние больного и назначат лечение. Вызывать врачей «неотложки» следует с восьми утра до восьми вечера*. Ночью во всех этих случаях вызывают «скорую».

Скорую медицинскую помощь вызывают в состояниях, напрямую угрожающих жизни. Например, при тяжелых травмах, кровотечениях, судорожных припадках, острых болях в сердце, начавшихся родах, когда нужна срочная хирургическая или терапевтическая помощь и др. Врачи «скорой» могут оказать незамедлительную специализированную помощь, к примеру, кардиологическая бригада, или в срочном порядке госпитализировать. Помимо того, что вызовы, которые в принципе могли бы быть адресованы «неотложке», отнимают драгоценное время бригад «скорой», так они еще и отнимают драгоценное время у тех больных, которым нужна экстренная помощь.

По программе госгарантий на для нас сформирован норматив, по которому в год бригады «скорой помощи» должны обслужить 31 тысячу вызовов. Исходя из этого, выделяются средства на ГСМ, медикаменты, зарплату сотрудников и т.д. Но у нас вызовов гораздо больше. Например, в 2012 году было более 40 тысяч вызовов, это 3-3,5 тысячи в месяц, а в сутки - больше ста, но только около 60% из них - по профилю «скорой помощи».

Получается, что вызовы свыше норматива мы будем обслуживать за свой счет. При этом мы не имеем права не реагировать ни на один вызов, даже если объективно он не относится к нашей компетенции.

- Бывает, что люди, вызвавшие «скорую», ожидают увидеть врачей на пороге своего дома, сразу, как закончат разговор с диспетчером. Но врач – не джин. Какие временные нормативы приезда «скорой»?

- Вы затронули еще один наболевший вопрос. К сожалению, есть жалобы, что врачи, якобы, долго едут на вызов. Но существует определенная градация вызовов. К примеру, при очень опасных состояниях (ДТП, сильные кровотечения, остановка дыхания и пр.) бригада должна быть на месте через 14 минут с момента получения вызова диспетчером – это первая категория. При второй, менее опасной (роды, боли в сердце и др.) - «скорая» должна приехать в течение 20 минут. Есть еще две категории, при которых врачи должны быть у больного через 60 и 120 минут соответственно. К сожалению, не всегда нормативы удается соблюдать. И тому есть объективные причины. Об одной из них я уже говорил – это необоснованные вызовы. Приведу пример. Все бригады на выездах, диспетчеру в это время поступает вызов о ДТП с пострадавшими. В это время одни врачи измеряют давление у бабушки, другие ставят инъекцию от температуры дедушке, а пострадавшие в автокатастрофе ждут «скорую»… А еще есть так называемые безрезультатные вызовы, когда люди в алкогольном опьянении вызывают врачей, а потом просто не открывают двери. Распространены случаи, когда пожилые люди при измерении давления пользуются автоматическими тонометрами, которые имеют большую погрешность. Вроде бы чувствуют себя нормально, а прибор показывает либо слишком высокие показания, либо слишком низкие. Люди начинают волноваться и вызывают врача. Хотя помощь доктора в принципе не нужна. Такие случаи тоже задерживают бригады.

Бывают, вызывающие «скорую» недовольны расспросами диспетчера. Но вопросы диспетчера – это не праздный интерес. Его задача - узнать как можно больше о симптомах, чтобы направить нужного специалиста, а также возраст, точный адрес и прочее. Бывает, когда звонящий по ошибке называет свой адрес, а не адрес, по которому находится нуждающийся в помощи человек. Коррективы вносит и расстояние между правым и левым берегом, ближайшими поселками, куда тоже выезжают бригады.

- Бывают ли ложные вызовы?

- Бывают. Для борьбы с «шутниками» монтируется новая техника. С ее помощью можно будет прослеживать и сопоставлять время поступления звонка, время выезда и приезда на место бригады, а также отслеживать ложные вызовы, что поможет «вычислить» нарушителя или в спорах с недовольными пациентами доказать, что бригада выехала на вызов вовремя и приехала на адрес в регламентированное время.

- Как обстоят дела с кадрами на станции?

- Ситуация с кадрами остается острой. На данный момент у нас работает 14 врачей, из них два руководителя, которые тоже выходят на дежурство, а должно быть - 30. И еще один факт: только трое из врачебного персонала - не пенсионного возраста. Остальным от 50 до 74 лет. Нужно привлекать молодых специалистов в наш город. Как? Обеспечить их жильем, местами в детских садах, дать «подъемные», достойную зарплату. Но средств на это нет.

- Не теряет остроты и вопрос безопасности врачей…

- Вопрос даже для нашего небольшого городка не праздный. Многие помнят случай двухгодичной давности, когда был избит приехавший на вызов врач. Вообще, случаи бывают разные – приходится выезжать и к не совсем трезвым гражданам, и к психически нестабильным. До сих пор нет никакого закона, который бы обеспечивал безопасность врачей на вызовах. На свой страх и риск приходится бригадам выезжать на «тревожный» вызов и надеяться, что ничего криминального не случится. Довольно расхожи мнения по поводу «вооружения» медиков. Одни считают, что иметь пистолет в наше время – необходимость. А другие, и их большинство - ярые противники «гонки вооружения». На это есть множество причин. Лично я считаю, что врачам пистолеты не нужны, а вот тревожные кнопки – обязательно.

- Скорая помощь – основа экстренной медицины. Новая система финансирования, новые нормативы работы, невысокие зарплаты, недостаток материально- технической базы, плохие дороги – все это может убить «скорую помощь». Будем надеяться на лучшее. Сергей Юрьевич, желаю вам и вашим сотрудникам не отчаиваться. Успехов вам в вашей нелегкой и опасной службе.

Марина ЖЕЛЕЗОВСКАЯ

* Вызвать «неотложку» можно по телефонам: в правобережье 6-23-05, 5-74-70, в левобережье - 7-65-17. Работают службы с 8.00 до 20.00 без выходных и праздников.

Источник: Вестник Усть-Илимского ЛПК





docalex56
Цитата
Вызывать врачей «неотложки» следует с восьми утра до восьми вечера*.
А почему не наоборот?
ИмяЦитироватьЭто нравится:1Да/0Нет
Aibolit
как всегда
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
saduga_s_linii
лучше бы эта служба работала бы круглосуточно, как в Питере.....
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
docalex56
Цитата
лучше бы эта служба работала бы круглосуточно
В часы простоя поликлиник!
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
Leo
Лучше бы она вообще была... У нас такой нет и не предвидится
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
zazdorovie
Цитата
Лучше бы она вообще была... У нас такой нет и не предвидится
У нас вот, формально есть, а на самом деле - это по одной машине на поликлинику и то - далеко не во всех поликлиниках. Всего на миллионный город получается что-то около пяти машин неотложки. Это, конечно, лучше чем ничего, но хуже чем должно быть. Сколько вызовов они могут обслужить за 12 часов? максимум - 10 вызово на бригаду. Ну, вместе получается - 50.
а в городе за сутки - 1 500 вызовов!!!
Конечно, неотложка должна работать круглосуточно. И число машин на ней должно быть сопоставимо с числом машин на "скорой"!
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет

Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться