28.03.2011 2525

Скорая на дом. Дорого.

Еще два десятилетия назад правом вызова особой «скорой» могли похвастаться разве что академики РАН и пациенты Четвертого главного управления Минздрава, обслуживающего высших чиновников государства. Сегодня услуги «Скорой помощи» внесены в прейскурант многих частных медицинских страховых компаний. Теперь у каждого есть выбор: бесплатная городская служба или аналог особой «скорой», но за деньги. При этом может случиться так, что и в том, и в другом случае на вызов приедут одни и те же врачи. Только оснащены они будут по-разному.




Еще два десятилетия назад правом вызова особой «скорой» могли похвастаться разве что академики РАН и пациенты Четвертого главного управления Минздрава, обслуживающего высших чиновников государства. Сегодня услуги «Скорой помощи» внесены в прейскурант многих частных медицинских страховых компаний. Теперь у каждого есть выбор: бесплатная городская служба или аналог особой «скорой», но за деньги. При этом может случиться так, что и в том, и в другом случае на вызов приедут одни и те же врачи. Только оснащены они будут по-разному.

 

Услуги частной «Скорой помощи», прямо скажем, недешевы. Однако дело это далеко не столь прибыльное, как может показаться пациенту. Будь по-другому, машины частных компаний ездили бы сегодня по Москве так же часто, как маршрутки «Автолайна». Почему не ездят? Приличный «Форд», «Мерседес» или «Фольксваген» «Скорой помощи» стоит от 50 до 120 тыс. долл. Прибавьте к этому еще как минимум 15-20 тыс. долл. на медицинскую «начинку»: импортные автоматические носилки, дефибриллятор, аппарат искусственной вентиляции легких, кислородные баллоны, медикаменты и многое другое. Конечно, не все частные «скорые» упакованы по полной программе. Кто-то использует в основном российское оборудование и укладывается в минимальную сумму - 7 тыс. долл. на бригаду. Кто-то возит больных на полноприводной «Газели» стоимостью в 480 тыс. руб. Однако если частная компания хочет быть конкурентоспособной, она просто обязана обзаводиться серьезным транспортом и импортным реанимационным оборудованием.
Чтобы это была действительно полноценная круглосуточная служба, машин у нее должно быть как минимум две. Вызов частной «скорой» обойдется клиенту долларов в сто. Вроде бы дорого, но, с другой стороны, сколько поездок по столице должны сделать врачи, чтобы окупить затраты на свое содержание? При этом независимо от состояния пациента к нему поедет машина, «упакованная» так, как будто его надо выводить из состояния клинической смерти - специализации бригад у частной «Скорой помощи» практически нет. Правда, чтобы как-то снизить затраты и не гонять на все случаи дорогой автомобиль с реанимационным оборудованием, компании придумали особый вид услуг. «Мы называем это «неотложкой», хотя, конечно, это не та неотложная помощь, которая существовала до 80-х годов, а потом практически слилась со «Скорой помощью», - говорит руководитель службы экстренной медицинской помощи «ТИМ ассистанс» Алла Белова. - Скорее это вызов врача на дом, но врач при этом приедет быстрее и будет в состоянии сделать больше, чем обычный терапевт. Для клиента приезд «неотложки» тоже будет дешевле процентов на 30, чем вызов «скорой». Впрочем, услуга скорой помощи остается одним из самых дорогих компонентов страховых программ».

Борьба за пациента
В столице насчитывается не больше десяти коммерческих служб скорой помощи, которые можно было бы назвать полноценными. Эти службы существуют либо при страховых компаниях («Ингосстрах», РОСНО), либо при крупных медицинских центрах. Количество врачебных бригад с реанимационным оборудованием, несущих дежурство в каждой из таких служб, тоже обычно небольшое - от двух до четырех, редко где есть шесть машин.
Увеличивать штат частных «Скорых» никто особенно не стремится: эти службы работают прежде всего с клиентами частных страховых компаний - фронт работ здесь ограничен и резко вырасти не может. Число страховых компаний, с которыми работает одна частная служба скорой помощи, может доходить до 40. Страховая компания просто сообщает своим клиентам номер телефона, по которому следует обратиться, чтобы сделать вызов. На звонок «постороннего» пациента, не имеющего никакой страховки и решившего обратиться в такую службу самостоятельно, как правило, откликнутся, но его обращения особенно не ждут. В некоторых компаниях диспетчер даже может предупредить, что клиента «со стороны» обслужат только при наличии свободных машин. Впрочем, число «случайных» вызовов невелико - чтобы телефонный номер частной «Скорой помощи» был на слуху у многих, он должен висеть едва ли не на каждом столбе, а это предполагает огромные вложения в рекламу. Да и не работает в этом случае прямая реклама. «Часто ли человеку может понадобиться скорая помощь? Ну, может, раз в три года, - рассуждает Александр Райтман, заместитель генерального директора медицинского центра «МЕДЭП», где существует собственная служба скорой помощи. - И что же, он три года будет носить в кармане номер телефона частной службы, который услышал когда-то? «Со стороны», не от страховых компаний, к нам обычно обращаются с вызовами только наши знакомые или друзья и родственники наших пациентов: те, у кого наш телефон оказался под рукой».

Чем лучше оборудован, тем хуже зарабатываешь
«Частники от «скорой» признают и такую парадоксальную вещь: чем надежнее и эффективнее служба скорой помощи, тем она менее рентабельна, ведь лучшая служба та, у которой больше всего машин и врачебных бригад находятся в состоянии готовности, а значит, не работают и не приносят дохода. Если учесть, что каждый ремонт с одновременным простоем дорогой машины с оборудованием способен пробить приличную брешь в бюджете медицинской компании, можно сделать вывод: частная «Скорая помощь» сама по себе вряд ли значительно обогатит своих владельцев.
Тогда зачем же медицинские компании вообще создают такие службы? Основная причина - необходимость бороться за клиента, чтобы выжить на рынке медицинских услуг. «Когда мы организовали службу скорой помощи, то делали это, в общем, не от хорошей жизни, - рассказывает Александр Райтман. - Как бывает в городской «скорой»? На вызов приезжает обычная линейная бригада и, если случай тяжелый, вызывает на себя реанимационную бригаду. А что должны делать мы? Что же мы за частная компания, если, приехав к своему пациенту и поставив диагноз, вызываем городскую службу! К тому же городская «Скорая помощь» не имеет возможности госпитализировать больного в частную клинику. Хотели этого или нет, но мы должны были создать у себя хорошую реанимационную службу. Чтобы не мы вызывали более квалифицированных специалистов, а нас вызывали как более квалифицированных».

Где взять персонал
Как бы ни позиционировали себя частные «скорые» на медицинском рынке, источник квалифицированных кадров для них единый - обычная городская служба скорой помощи. Других врачей взять просто неоткуда. Врачи из специализированных бригад городской «Скорой помощи» имеют за плечами множество труднейших случаев и выдерживают сумасшедший темп работы - в сутки на каждую бригаду приходится около десятка выездов к пациентам. Они же под руководством московского Центра экстренной медицинской помощи выезжают и на ЧП: взрывы, пожары, крупные аварии. Имеет ли значение такая нагрузка для квалификации врачей? «Врачу «Скорой помощи» нужно обладать определенными навыками, которые достигаются и поддерживаются только на практике, в боевой обстановке», - считает заместитель директора по научной работе Центра экстренной медицинской помощи и заведующий кафедрой скорой медицинской помощи Медицинского центра управления делами президента Леван Стажадзе. - Салон автомобиля ведь не операционная. В нем тесно и освещение совсем другое. Здесь может растеряться даже очень хороший врач».
Поступая на работу в коммерческую службу скорой помощи, врачам не приходится переучиваться для работы на импортном оборудовании. Несмотря на расхожее представление о бедности государственной медицины, в распоряжении реаниматологов городской «скорой помощи» совсем неплохое оборудование. Служба имеет 25 специальных «Мерседесов» с комплектом стандартного реанимационного оборудования и 200 «Мерседесов» других моделей. Такие машины есть не у каждой частной компании. Себестоимость вызовов государственной «скорой» выглядит следующим образом: выезд специализированной бригады обходится государству в 650 руб. в час, линейной фельдшерской бригады - 450 руб. в час.

Не надо думать, что частники обирают государственную «Скорую помощь», уводя из нее последние кадры. В таком повороте дел не заинтересованы в первую очередь сами частные медицинские компании. Они предпочитают брать на работу совместителей, продолжающих работать на городской «скорой». Почему? На частной «скорой» меньше вызовов, пациентам гораздо чаще не требуется реанимация. В этой обстановке реаниматолог теряет квалификацию. Сами врачи тоже не спешат забирать трудовые книжки с государственной службы. У них свои соображения - перейдя в частную фирму, врач теряет медицинский стаж работы в «Скорой помощи», который дает право на льготы и существенные прибавки к зарплате. Вот и получается, что, отдежурив в качестве «медицинской элиты» на одной работе, тот же самый врач идет на другую уже за государственную зарплату.

«Если сравнивать реанимационные бригады частных служб и городские, особой разницы между ними действительно нет, - говорит Леван Стажадзе. - Другое дело - ситуации, когда спасать жизнь больного не нужно. Здесь частная «Скорая помощь» имеет заметные преимущества. К пациенту обязательно приедет врач, а не замотанный фельдшер, вымоет руки, внимательно выслушает больного, успокоит, если надо отвезет в частную клинику». Стоят ли вежливость и вовремя сделанный укол тех денег, которые нужно будет заплатить за вызов, решать пациенту.

Кто приедет раньше?
И все же существует проблема, обойти или решить которую полностью сегодня не в состоянии ни одна служба скорой помощи - ни государственная, ни частная. Эта проблема называется так: «большой город Москва». И вправду, можно купить прекрасную машину, оснастить ее самым новым оборудованием, посадить в нее опытнейших врачей, но при этом застрять в банальной пробке и вовремя не доехать до пациента. Государственные медики находятся в этом смысле в лучшем положении. Во-первых, у них есть маленький эмчеэсовский вертолет, на котором врачи Центра экстренной медицинской помощи вылетают на крупные аварии. «Впрочем, не подумайте, что завтра мы все пересядем на вертолеты! - говорит заведующий оперативным отделом Центра экстренной медицинской помощи Сергей Федотов. - Применять такую технику в городе - большой риск. Вертолет вылетает только в районы окружной автомобильной дороги и крупных магистралей».
Во-вторых, машины городской «Скорой помощи» не должны совершать такие длинные маршруты, как частники. Городских машин больше 800, и они ждут вызова на подстанциях, разбросанных по всему городу и едут на вызов, как правило, из ближайшей точки. В последнее время частные службы скорой помощи тоже пытаются создать собственную сеть. Самые крупные из них организуют по несколько собственных подстанций в разных районах города, на каждой из которых ждут вызова одна-две машины. Так удобнее для клиентов, но для самих коммерческих компаний часто выходит довольно-таки накладно. Если машина с подстанции уже занята, а из ее района пришел еще один вызов, приходится гнать «скорую» из другого конца Москвы или звать на помощь бригаду из другой частной компании. К тому же дополнительный созвон диспетчеров - всегда потеря времени. Городская «Скорая помощь», где все вызовы в течение минуты передает на подстанции компьютер, может успеть к пациенту раньше.
Впрочем, городская служба теряет многие набранные очки, когда узнаешь, что половина ее машин сегодня не радиофицирована. «Контрольное время доезда наших машин - полчаса, - говорит Алла Белова из «ТИМ ассистанс». - Но врач еще по пути может позвонить пациенту и спросить, как он себя чувствует, дать рекомендации».
Так кто же выиграет в соревновании между государственной и частной «Скорой помощью»? «А что бы сделали вы сами?» - обращаюсь я к руководителю одной из частных компаний. «Если честно? В серьезном случае я бы вызвал и городскую службу, и частную. Кто-то ведь все равно приедет первый».

Алла АСТАХОВА






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться