28.03.2011 3004

03 с точки зрения психологии

Результаты тестирования, проведенного одним из психологов, регулярно посещающего сайт Фельдшер.РУ




Результаты тестирования, проведенного одним из психологов, регулярно посещающего сайт Фельдшер.РУ

 

Из нижеприведенной таблицы (рис. 1) видно, что в среднем у работников «скорой помощи» преобладает механизм отрицания – это механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя.
На втором месте находится механизм замещения. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. В нашем случае это БОМЖи, наркоманы, алкоголики, и другие деклассированные элементы общества.
На третьем месте находятся механизмы проекции, компенсации и реактивных образований. В условиях «скорой помощи» это – приписывание больным различных негативных качеств, которые, конечно имеют место у многих больных, но далеко не у всех.
 
 
Исследование поведения преодоления по методу Хобфолла
 
На основе усредненных данных можно говорить о высоком уровне агрессивных  и асоциальных действий (19,8 и 20,6  соответственно), заметное преобладание асоциальных действий, над просоциальными. При выборе активных-пассивных действий, предпочтение отдается осторжно-пассивным, а для активных действий характерно агрессивное поведение.
При оценке дополнительной оси «прямая- непрямая» выделяется склонность к манипулятивным действиям (21,5), склонность к прямым импульсивным действия выражена слабо (12,8).

Активная        Ассертивные действия    8,7 (низко)
Просоциальная   Вступление в социальный контакт 22,1 (Средне)
Просоциальная   Поиск социальной поддержки      22,4 (средне)
Пассивная       Осторожные действия     22,3 (средне)
Прямая  Импульсивные действия   12,8 (низко)
Пассивная       Избегание       17,5 (средне)
Непрямая        Манипулятивные действия 21,5 (средне)
Асоциальная     Асоциальные действия    20,6 (высоко)
Активная        Агрессивные действия    19,8 (высоко)
 
Исследование коппинг-стратегий по методу Амирхана.
 
Коппинг-стратегии в коллективе сотрудников «скорой помощи» изучались с помощью теста Амирхана.
На основании усредненных показателей можно утверждать, что основной коппинг- стратегией испытуемых является метод разрешения проблем, и люди идут навстречу проблемам не страшась их(40%), ищут социальную поддержку в коллективе, у друзей, родственников в 32%, а стремление избежать проблем получило лишь 28% от всех способов.
 
Разрешение проблем      Поиск социальной поддержки      Избегание проблем
26,4    21,2    18,5
 
 
Диагностика оперативной оценки самочувствия активности, настроения (методика САН).
 
Для оперативной оценки вышеуказанных параметров использовалась методика САН. При нормативном среднем балле равном четырем, лишь у испытуемого № 3, отмечено значительное падение показателя активности до 2,1, у всех остальных испытуемых отмечаются все показатели выше 4-х, что говорит об их благоприятном состоянии.
Средний балл указанный в нижеприведенной таблице.
Отдельные отклонения в любую сторону по-моему мнению, являются незначительными и связаны с эмоциональными состояние испытуемых в момент заполнения бланков.
Таблица 3.
Самочувствие    5,7
Активность      5,4
Настроение      5,8
 
Оценка уровня социально-психологической адаптации работников «скорой помощи» при помощи методики УСПА
 
Оценка среднего уровня социально-психологической адаптации равна 69,6, что говорит о выраженном уровне адаптации,  но у отдельных испытуемых (№ 8 и № 10) этот уровень снижен до 49, что говорит о очень низком уровне адаптации. А у испытуемых № 11 и 14 высокий уровень адаптации. У остальных испытуемых он достаточно выражен, что позволяет говорить о том, что в общем на «скорой помощи» достаточно высокий уровень адаптации.
У испытуемых № 14 и 15 отмечены высокие показатели по шкале лжи, что возможно связано с тем, что многие хотят показать себя в более выгодном свете, а так же с тем, что хотя исследование проводилось анонимно и каждый был заверен, что анкетные данные не попадут к руководителю, все-таки боялись отвечать правдиво, так как руководитель открыто заявил о том, что ознакомится с общими результатами по завершении работы.
 
Таблица 4.
Оценочная шкала Средние оценки
1. Отношение к объединению (большая группа)     7,13
2. Отношения между рабочими     8,3
3. Удовлетворенность своим положением в коллективе      8,6
4. Оценка коллективизма         8,8
5. Отношение к труду (удовлетворенность работой)        8,6
6. Удовлетворенность условиями труда    3,3
7. Отношение к малой группе     7,4
8. Удовлетворенность собой на работе    6,4
9. Отношение к руководителю     6,6
10. Шкала лжи   4,2
 
Диагностика эмоционального выгорания.
 
Данные, полученные с помощью методики В.В. Бойко позволяют заявить о том, что большинство сотрудников состоит на той или иной стадии эмоционального
выгорания.
Средние показатели:
Напряжение – 41,6
Резистенция – 54,8
Истощение – 53,5
И лишь испытуемые № 2 и № 14 избежали этой участи и не проявляют никакой сформированной стадии эмоционального выгорания.
Диагностика с помощью методики ПВ также указывает на средний и высокий уровень профессионального выгорания.
Испытуемый № 14 не проявил никакого сложившегося симптома, хотя уже проявляет эмоциональный дефицит, также по результатам опросника ПВ выявил низкий уровень эмоционального выгорания.  Я связываю это с еще небольшим стажем работы в данной организации и благоприятным состоянием испытуемого в момент выполнения заданий.
 
Оценка эмоциональной направленности личности с помощью методики ЭНЛ.
  По результатам данного исследования можно сделать выводы о том, что в этом коллективе преобладает все-таки гедонистическая направленность – все хотят получать удовольствие, но это удовольствия не только физические, из приведенной в приложении 2 диаграммы видно, что второй по значимости идет  прагматическая направленность – то есть люди получают удовольствие от процесса работы, что не может не накладывать радостный отпечаток на эту картину.
Большое удовольствие доставляет выраженность альтруистической направленности, для «скорой помощи» с её низким социальным статусом и огромным количеством неблагодарных больных это очень и очень хорошо.
Менее всего выражена акхизивная направленность – на коллекционирование, накопление чего-либо, что является не очень хорошим показателем, так как это помогает людям отвлечься от своих забот и позволяет как-то затормозить развивающие профессиональные деформации.
 
Диагностика стресса и его составляющих (СОС-3)
 
При оценке полученных данных отмечено, что в среднем показатели более чем хорошие, лишь у испытуемых № 10 и №11 отмечается оценка ситуации как стрессорной и дает положительные показатели по шкалам Д и Н, что говорит соответственно об их оценке ситуации как напряженной и дискомфортной, а испытуемый №11 дополнительно считает её еще и неопределенной.
Оценка коппинг-ресурсов у данных испытуемых говорит о выраженности у них негативных эмоций и пессимизма, а также о неуравновешенности.
Испытуемый №10 показывает неэффективное совладание со стрессом (S= - 4) и наличие стресса.
В целом в организации выражены положительные тенденции, эффективный коппинг и отсутствие стресса.
 
  Общие выводы:
Проведенные исследования наглядно показывают, что большинство сотрудников «скорой помощи» находятся в той или иной стадии эмоционального выгорания и эта ситуация продолжает ухудшаться.
При исследовании коппинг-стратегий можно выделить выраженность агрессивного и асоциального поведения. Основным коппинг-ресурсом по усредненным данным можно назвать рационализм и активность, а так же желание разрешить проблемы, что наглядно показывает методика Амирхана.
И все же необходимо заметить, что, благодаря методике САН, можно отметить хорошие показатели по всем трем шкалам самочувствия, активности и настроения.
Выявленные особенности личности, ведущие к ее деформации - это эмоциональная лабильность, характеризующаяся неустойчивостью фона настроения, склонностью к драматизации событий, демонстративностью, эгоцентризмом, истерией; психостенические черты характера, характеризующиеся тревожностью и мнительностью, а так же импульсивность, конфликтность и агрессивность.
Трудно судить моих испытуемых, все они действительные сотрудники «скорой помощи», работа у этих людей, прямо скажем, тяжелая – сутками они находятся с тяжело и смертельно больными людьми, не считаются со своими силами, здоровьем, делают все возможное, а иногда и невозможное, чтобы сохранить или хотя бы продлить людям жизнь. Трудно при всем при этом оставаться здоровым человеком. Трудно, но необходимо.
Для этого нужно уметь относиться к жизни спокойнее, уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение, стараться избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи. Разумно чередовать ночные дежурства, полноценно отдыхать, выезжать загород - общение с природой приносит заряд бодрости, посещать театры, выставки и другие культурные мероприятия, что обогатит ваш духовный мир и пополнит ваш потенциал энергии. И тогда удастся сохранить спокойствие и уравновешенность личности, прямо противоположные тем, что ведут к ее деформации.
Но все это хорошо только при условии разумного отношения государства к своим людям, а в настоящее время можно только давать советы.





Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться