28.03.2011 2003

Не отходят ли у вас… ЧЛЕНИКИ?

«Отхождение члеников глистов больной не отмечает (отмечает)». Именно такая фраза долженствует быть в амбулаторной карте при каждой записи врача, отображающей жалобы, анамнез, данные объективного исследования. Любого врача, даже, например, окулиста.




«Отхождение члеников глистов больной не отмечает (отмечает)». Именно такая фраза долженствует быть в амбулаторной карте при каждой записи врача, отображающей жалобы, анамнез, данные объективного исследования. Любого врача, даже, например, окулиста.

 

Это требование очередного проверяющего из районной СЭС. Предыдущие - так же решительно требовали обязательных указаний о наличии (отсутствии) педикулёза (вшей), скабиеза (чесотки), дисфункции кишечника (поноса), прививок от дифтерии, даты, номера и результата проведенной флюорографии как самого пациента, так и всех (!) членов его семьи, и т д., и т. д.…

Можно много спорить о крайней необходимости или абсолютной ненужности этих записей, но то, что всё это отнимает массу времени и внимания врача, – очевидный факт. «Заниматься непосредственно пациентом нам некогда, всё время уходит на заполнение вороха журналов, карт, форм и проч.» – в этом мои коллеги всех специальностей абсолютно единодушны.
Действительно, о нашей работе судят почти исключительно по качеству «ведения документации». Совсем не обязательно подробно опросить (по делу, а не согласно формальным требованиям далёких от практической медицины людей!), внимательно обследовать больного, грамотно назначить адекватную терапию, дать соответствующие рекомендации по режиму, питанию, образу жизни и т. д. Главное - подробно всё это записать. Ценится врач с красивым и разборчивым (для комиссии) почерком, независимо от уровня его квалификации. «Я вполне могу всё это написать, а если завтра потребуют, даже и в рифму, но тогда у меня не останется времени, чтобы сообщить всё это пациенту» - утверждает доктор М.

«Сбором формальных анамнестических сведений, различных дополнительных данных, а также подготовкой больного к приёму (антропометрия, измерение АД, подсчёт частоты пульса, дыхания и т. д.) для экономии времени врача (как это принято во всём цивилизованном мире) должны заниматься средние медработники, уровень их квалификации вполне это позволяет. А у нас врачи нередко выполняют работу медсестёр, медсёстры – медрегистраторов и санитарок, а санитарки - уборщиц» - совершенно справедливо считает врач Н.

«Проведена беседа с беременной о соблюдении режима и правильном питании» – эта запись недостаточна». Проверяющий указал в акте, что мне надо было подробно описать конкретные рекомендации» – сетует акушер-гинеколог Д.

Количество абсолютно ненужной документации просто удручает. Среди множества прочих на каждом участке должны быть особые журналы учёта лиц, подлежащих профосмотру, флюорографии, прививкам и т. п.), направленных на оные, и отдельно (!) прошедших указанные процедуры. Каждый месяц подается сводка – сколько чего запланировано и процент выполнения этого «чего». И упаси боже, если цифры будут ниже прошлогодних или хуже средних по району (городу и т. д.). Оргвыводы будут неминуемыми!
Поэтому практически все ловчат. «Наверх» уходят вполне липовые данные, там они суммируются со столь же «потолочными»… В итоге эти неверные данные влекут за собой неправильные организационные и методические решения, которые ещё более усугубляют ситуацию.

Все перечисленные «негаразды» характерны не только для амбулаторно-поликлинической службы. В стационарах, например, ведут журналы термометрии холодильников (?) и «Самоконтроля (?) стерилизации», на подстанциях Харьковской скорой помощи – учёта использования такого сверхдефицитного и крайне дорогостоящего материала, как… бинты, – с обязательным указанием Ф. И. О. пострадавшего его возраста, адреса, подробного диагноза и т. д.

Глупостей и явных несуразностей хватает везде, бороться с этим – крайне затруднительно, а подчас – просто невозможно. В так критикуемое ныне «застойное время» союзным Минздравом, на мой взгляд, было издано три весьма разумных приказа.
Первый разрешил описывать в истории болезни только патологию, только необходимое. Записи типа «жалоб не предъявляет» или «живот мягкий, безболезненный», как не несущие абсолютно никакой смысловой нагрузки, не рекомендовались, и были оставлены только для дидактических целей студенческих опусов. «И это правильно!» - как говорил «отец перестройки»!

Второй приказ под угрозой строгих санкций к руководителям-нарушителям решительно запрещал всякие формы неустановленной отчётности, не утверждённые Минздравом. И это, опять-таки было весьма правильным!

Третий приказ разрешил выдать амбулаторные карты на руки пациентам, что решило множество вопросов и проблем: содержание немалого штата медрегистраторов, нехватка места для картохранилищ, соблюдение права пациента знакомиться с записями врача, иметь у себя результаты всех исследований и анализов, на которые потрачены немалые его, пациента, деньги, и являющиеся его (а не поликлиники!) собственностью. В конце концов, больной получил право обратиться с этой амбулаторной историей болезни к любому врачу, достойному его доверия. И это, снова цитируя незабвенного инициатора «нового мышления», было безусловно и безоговорочно правильно!

Но «ломать – не строить». В одночасье, эти приказы, как говорится, «поимели в виду»… Весьма печальные последствия очевидны. Лавина ненужной, глупой, лишней писанины, совершенно необоснованных требований всяких - разных больших и маленьких инспектирующих - проверяющих буквально захлестнула многострадальных медиков. Сотни участковых медсестёр отправились по домам собирать амбулаторные карточки, которые совершенно справедливо почти никто не отдаёт без боя. Врачи скорой помощи, прибыв на вызов, не могут воспользоваться предыдущими записями коллег и назначениями, результатами исследований (ведь далеко не каждый больной, особенно находящийся в тяжёлом либо бессознательном состоянии способен всё это сообщить). Не имея предыдущей, например, электрокардиограммы, часто невозможно провести своевременную и правильную диагностику инфаркта миокарда, что чревато весьма отрицательными последствиями.
Зато как довольны чиновники от медицины! Что им до больных, главное, чтобы «материалы для проверки» всегда были под рукой! И они, чиновники, при деле.

Очередной любопытный пример. Некоторые врачи в силу своей специальности и определённого контингента больных назначают (выписывают) наркотические анальгетики, а медсёстры, выполняя врачебные предписания, естественно, их вводят пациентам. Безусловно, в этих случаях необходим как строгий контроль, так и соответствующая отчётность. Естественно, как всегда, доходит до абсурда. Казалось бы: не доверяете по каким-то причинам конкретным людям, не привлекайте их к столь ответственному делу. Но во многих лечебных учреждениях требуют от «допущенных» за собственные деньги получать и предоставлять администрации соответствующие (кстати, не слишком дешёвые) справку от нарколога об отсутствии наркотической зависимости и справку из органов МВД - об отсутствии судимости (!). Хотя, как гласит не очень оптимистическая поговорка, «отсутствие судимости – не Ваша заслуга, а недоработка милиции»...
Вот такие дела у нас в медицине, достаточно скорбные, и пока безрадостные. А как же насчёт «света в туннеле?»

М.В. МАЙОРОВ, врач акушер-гинеколог высшей категории,
член Национального Союза журналистов Украины
(Женская консультация городской поликлиники № 5 г. Харькова)






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться