28.03.2011 4748

Эволюция ГАЗели

История создания и развития автомашин "скорой помощи" на базе ГАЗели.

История создания и развития автомашин "скорой помощи" на базе ГАЗели.

 

ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР

АВТОМОБИЛИ СКОРОЙ ПОМОЩИ НА БАЗЕ МАШИН ГАЗ "ГАЗЕЛЬ"
1995 — 2005

        В бывшем СССР для нужд Министерства здравоохранения использовались автомобили, производимые несколькими крупными автозаводами. Из-за ограниченного числа выпускаемых моделей и требований конвейерной сборки перед разработчиками передвижной медицинской техники стояла задача с максимальной эффективностью использовать уже выпускаемые серийно автомобили при минимальных изменениях, вносимых в конструкцию базовых шасси. Это приводило к тому, что созданные машины не всегда удовлетворяли требованиям Министерства здравоохранения. Кроме того, крупносерийное производство автомобилей не позволяло быстро реагировать на растущие требования Минздрава, что приводило к выпуску морально устаревших по своей конструкции образцов.
Основным поставщиком в последние годы существования СССР был завод RAF, автомобилями которого на тот момент было укомплектовано подавляющее большинство станций скорой медицинской помощи и больниц. Выпускаемый Ульяновским автозаводом санитарный автомобиль УАЗ-3962, использовался в основном в сельской местности благодаря полноприводному шасси и комплектовался только брезентовыми носилками.
        С распадом СССР и введением ГТК России таможенных правил, приравнивающих продукцию латвийского завода RAF к импортной, существенно осложнилась закупка выпускаемых им медицинских автомобилей для нужд отечественного здравоохранения. С другой стороны RAF, оказавшийся без основного потребителя своей продукции в 1996 г. прекратил своё существование. Благодаря тому, что большинство запчастей для RAF изготавливалось на Горьковском автозаводе, трудностей в эксплуатации имевшихся латвийских АСМП при этом не возникло. Тем не менее за 3-5 лет интенсивной каждодневной эксплуатации «рафики» вырабатывали свой ресурс полностью, а заменить их было нечем.
        В сложившейся ситуации и в связи с резким сокращением оборонного заказа многие предприятия ВПК взялись за переделку под АСМП автомобилей Ульяновского автозавода УАЗ-3962, улучшая отделку медицинского салона, устанавливая на базовый автомобиль высокую крышу и т.п. С началом выпуска в 1995 г. грузовых автомобилей ГАЗ-3302 «Газель» Министерство здравоохранения заказало Горьковскому автозаводу и профинансировало разработку Автомобиля скорой медицинской помощи ГАЗ-27053 для городских условий и ГАЗ-270573 (полноприводный вариант) для сельской местности. Из-за отсутствия на тот момент серийного цельнометаллического фургона, автомобиль был изготовлен на базе ГАЗ-3302 и имел кузов каркасного типа, что сделало невозможным серийный выпуск. Поэтому ОАО «ГАЗ» в начале 1996 г. после постановки на конвейер семейства микроавтобусов «Газель» разработал автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-32214, который имел полноценный цельнометаллический кузов и со временем практически полностью заменил выработавшие свой ресурс автомобили RAF. На сегодняшний день этот АСМП является самым массовым в Российской Федерации. Создание совместных предприятий и покупка отечественными фирмами европейских технологий привели к качественно новому уровню выпускаемых сегодня автомобилей медицинского назначения. Вместе с тем наряду с образцами, приближающимися по своим параметрам к мировым стандартам, ряд предприятий ВПК и авторемонтных заводов продолжают выпускать мелкими партиями АСМП, используя в качестве базовых автомобилей ГАЗ-3302, ГАЗ-2705, не всегда соответствующие требованиям Минздрава и не имеющие разрешения на применение в медицинской практике.
        Автомобили медицинского назначения по конструкции подразделяются на АСМП выполненные по модульной схеме, АСМП изготовленные на базе цельнометаллических фургонов и автомобили для перевозки больных и пострадавших, созданные на базе легковых моделей.


ГАЗ-3302 Альтерна

      Спасаясь от надвигающегося банкротства, во второй половине 90-х годов завод РАФ пытался создать альянс с ГАЗом. Были подготовлены автомобили, предполагаемые к совместному выпуску в случае успешных переговоров. В частности, ИТЦ РАФа предложил медицинский вариант на шасси ГАЗ-3302 «Газель» выполненной по так называемой модульной схеме, то есть когда на шасси грузового автомобиля устанавливается кузов с медицинским оборудованием. Напомню, что в то время в семействе «Газель» не существовало автомобилей с кузовом фургон. Модульный кузов изготовили из сэндвич панелей. Он получился намного просторней кузова микроавтобуса, но обладал существенным недостатком, характерным для всех автомобилей такой конструкции - кабина водителя выполнена отдельно от кузова, что затрудняет общение между водителем и медиками в салоне. Медицинское оборудование, по замыслу конструкторов, должен был определять сам заказчик, поэтому вариантов использования модуля могло быть очень много. А для того, что бы поддерживать необходимый микроклимат в салоне модуля был предусмотрен автономный отопитель с регулятором температуры. Единственный изготовленный экземпляр этого автомобиля можно было видеть в 1996 году на выставках «МИМС» в Москве и «Мир автомобиля» в Санкт-Петербурге.


        Одним из первых предприятий, разработавших АСМП модульной конструкции на появившемся в 1995 г. шасси ГАЗ-3302, стало ОАО «НПО «Экран».
        Первый опытный образец был изготовлен фирмой JANVAN Rovaniemi (Финляндия) т.к. в то время в нашей стране ещё не было технологий, способных реализовать задуманное. По возвращении в Россию АСМП был укомплектован медицинским и специальным оборудованием на предприятиях ОАО «НПО «Экран». В соответствии с выпиской из протокола №4 от 2 ноября 1995 г. автомобиль был рекомендован для проведения приёмочных испытаний. В ходе испытаний в 21 НИИИАТ МО РФ выяснилось, что при полной загрузке автомобиля передняя ось оказывается перегруженной на 250 кг, что автоматически снимает автомобиль с гарантии завода-производителя шасси. Для устранения перегрузки передней оси ОАО «НПО «Экран» внесло изменения в конструкцию мебели медицинского салона.
        При достаточно высоких потребительских свойствах данного автомобиля внедрение его в медицинскую практику ограничивалось высокой стоимостью медицинского модуля и сложностями при таможенной очистке автомобиля. Поэтому было принято решение об изготовлении кузова на одном из отечественных предприятий.

ГАЗ-3302  Газель JanvanRovaniemi

ГАЗ-3302  Газель JanvanRovaniemi

ГАЗ-3302 Альтерна

        В 1996 г. ОАО «НПО «Экран» заключило договор с АОЗТ «АЛЬТЕРНА» (г. Ликино-Дулёво) на изготовление кузовов. Мебель в медицинском салоне изготовлялась на одном из предприятий ОАО «НПО «Экран».
        При том, что новый автомобиль оказался дешевле своего предшественника, качество изготовления медицинского модуля не удовлетворяло потребителей (низкая коррозионная стойкость, недостаточная прочность кузова, плохое качество отделки медицинского салона и т.п.). Так, в НПО "Экран" из Еврейской АО пришла "телега", что кузов после пробега 10 000 км сел на землю.
        Всего АСМП на базе ГАЗ-33027 (полноприводное шасси) было изготовлено 35 штук и одна на базе ГАЗ-3302 (заднеприводный).


         В 1997 г. было принято решение отказаться от производства кузовов на АОЗТ «АЛЬТЕРНА» и организовать его на ОАО «Комбинат автофургонов» (г. Шумерля). Так появился медицинский модуль, прошедший испытания и рекомендованный к серийному производству как отдельно, так и в составе АСМП на базе ГАЗ-3302(7) и ЗИЛ-5301.
         «Автомобиль АСМП-Экран» выпускается в настоящее время в соответствии с заказами в различных комплектациях и как на заднеприводном шасси ГАЗ-3302, так и на полноприводном – ГАЗ-33027. Медицинский салон имеет увеличенные размеры (длина-3000 мм, ширина-2000 мм, высота-1800 мм), что обеспечивает комфортные условия работы для медицинского персонала. Медицинский модуль выполнен по схеме «Sandwich», что обеспечивает отличную тепло- и шумоизоляцию, и оснащен автономным обогревателем. К недостаткам можно отнести низкую манёвренность, что затрудняет эксплуатацию в городских условиях.

ГАЗ-3302  Газель КАФ

ГАЗ-3302 Газель КАФ

ГАЗ-27401-013  Газель ШЗСА


         В начале 1996 г. АО «Шумерлинский завод спецавтомобилей» разработал АСМП модели 27401-013 с модульным кузовом панельной конструкции на базе выпускаемого предприятием автомобиля-фургона мод. 27401-012, выполненном на шасси автомобиля ГАЗ 3302 и имеющем «Одобрение типа транспортного средства». Летом 1996 г. АСМП прошел приёмочные испытания и получил рекомендацию к серийному производству.
         Автомобиль имеет просторный медицинский салон, что предоставляет комфортные условия работы медицинскому персоналу, однако невысокое качество отделочных материалов и низкая коррозионная стойкость кузова снизило потребительские свойства данного АСМП. Автомобиль выпускался единичными экземплярами, а после прихода в 1999 г. на завод нового руководства его производство было прекращено.


         В конце 1997 г. прошел приемочные испытания и был рекомендован Минздравом РФ к серийному выпуску ещё один АСМП модульной конструкции совместного производства ОАО «ГАЗ» и фирмы «PROFILE OY» (Финляндия).
         Медицинский модуль автомобиля ГАЗ-3986 изготовлен по структуре «Sandwich»: наружная поверхность состоит из армированной пластмассы (что практически исключает коррозию), внутри - плиты из пеноматериалла PVC, внутренняя отделка состоит из армированной пластмассы и пластика ABS. Такая конструкция позволяет давать гарантию на модуль – 15 лет, что позволяет наиболее полно использовать основное преимущество модульной схемы – возможность достаточно просто и быстро заменять выработавшее свой ресурс шасси без покупки нового АСМП целиком.

ГАЗ-3986 Газель Профайл

ГАЗ-3986 Газель Профайл

ГАЗ-27053 Газель ТЭМ

ГАЗ-27053 Газель ТЭМ

ГАЗ-27053 Газель ТЭМ

         Созданный Горьковским автозаводом совместно с ТОО «Транспорт экстремальной медицины», ГАЗ-27053 прошел приёмочные испытания весной 1996 г. и был рекомендован к серийному выпуску. АСМП представлял собой автомобиль с цельнометаллическим кузовом вагонного типа, созданный на шасси ГАЗ-3302. В салоне кузова размещалось стандартное медико-техническое и специальное оборудование, обеспечивающее возможность оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия и в процессе транспортировки силами бригады скорой помощи. Медицинский салон имел потолок высотой 1800 мм (высокая крыша изготовлена из стеклопластика). Помимо этого в АСМП устанавливался дополнительный аккумулятор, кондиционер, фары наружного освещения места происшествия.  
        Шасси ГАЗ-27053 - заднеприводное. Мебель в медицинском салоне изготавливалась из жёсткого формованного пластика с невысоким качеством подгонки отдельных элементов. Из-за чего при движении автомобиля повышенный уровень шума в медицинском салоне создавал определённые неудобства при работе медперсонала.
         Летом 1997 г. рекомендацию Минздрава получил аналогичный автомобиль, но с полноприводным шасси, что повышало управляемость автомобиля на скользких покрытиях и позволяло оказывать помощь в отдаленных населённых пунктах, где отсутствуют дороги с твёрдым покрытием. Этот АСМП имел те же достоинства и недостатки, что и заднеприводный аналог. Кроме того, значительный вклад в шумность автомобиля давала полноприводная трансмиссия. По указанным выше причинам автомобиль не был запущен в серийное производство.


         В конце 1996 г. Горьковский автозавод получил разрешение на выпуск нового автомобиля скорой медицинской помощи ГАЗ-32214, который был разработан на базе автобуса ГАЗ-3221. Благодаря серийному выпуску, автомобиль имел очень привлекательную цену, что сделало его впоследствии самым массовым АСМП. Существуют и полноприводные варианты (ГАЗ-322174), выпускавшиеся с 1998 года. .

ГАЗ-32214 Газель

ГАЗ-32214 Газель

ГАЗ-32214 Газель

Семар-ТЭМ-32343

         После отказа ОАО «ГАЗ» от выпуска АСМП ГАЗ-27053 и ГАЗ-270573, разработанных при участии ТОО «ТЭМ», последнее по аналогичной схеме совместно с заводом АО «СЕМАР» (г. Семёнов) в 1997 г. разработало Реанимобиль Семар-ТЭМ 32343.
         Автомобиль изготавливается на базе ГАЗ-3302. На шасси монтируется кузов каркасного типа. Салон, в целях обеспечения удобства работы сопровождающего персонала, выполнен по высоте от пола до потолка размером 1800 мм и оснащён системой нормализации микроклимата. Установлена дополнительная аккумуляторная батарея. Для снижения уровня шума и повышения теплоизоляционных свойств в салоне выполнен ряд конструктивных изменений: поверх пола уложен термоизолирующий настил; крыша, боковые и передняя стенки, задние двери оклеены двумя слоями пенополиэтилена, поверх которого закреплена фанера, оклеенная пенопленом светлого цвета. В перегородке между кабиной и медицинским салоном имеется дверь для прохода, визуальной и речевой связи с кабиной водителя. В кабине установлены два кресла повышенной комфортности. Для удобства работы в ночное время установлены по два боковых светильника с каждой стороны кузова.


         В 1999 г. нижегородское ООО «Самотлор-НН», используя технологию фирмы «PROFILE OY» (Финляндия), освоило выпуск АСМП с улучшенными салонами ГАЗ-3221(7)4 «Газель» и ГАЗ-221172(1) «Соболь». Автомобили комплектуются автономными отопителями, предпусковыми подогревателями и кондиционерами фирмы «Webasto».
На сегодня компания Самотлор-НН является, пожалуй, наиболее крупным игроком на российском рынке машин скорой помощи. Большинство санитарных Газелей на улицах крупных городов - ее производства.
К сожалению, медики, эксплуатирующие эти машины, часто жалуются на качество как шасси, так и медицинского оборудования этих машин.

ГАЗ-32214 Газель Самотлор-НН

ГАЗ-32214 Газель Самотлор-НН

Семар-32343, г. Семенов, Самотлор-НН

Семар-32343, г. Семенов, Самотлор-НН

        ЗАО НПП "Семар" (г.Семенов), производящее автобусы для маршрутных такси, школьные и вахтовые автобусы, специальный автотранспорт для учреждений ГУИН (автозаки), подразделений МЧС, Министерства обороны и МВД, не так давно был приобретен группой Самотлор-НН. Выпускающиеся машины сохранили марку "Семар", как например реанимобиль Семар-32343, кузов которой, по словам производителя, оцинкован. Боковая дверь салона на этой машине сделана не сдвижной, как на большинстве Газелей, а распашной.

Семар-32343, г. Семенов, Самотлор-НН







         Еще одним известным московским производителем машин скорой помощи является компания Сикар-М (она же СП-моторс). В гамме предлагаемых покупателям машин есть автомобили Сикар-М-2988 на базе шасси ГАЗ-2705 "Газель". Основной упор руководство компании делает на высокое качество изготовления автомобилей скорой помощи, которое не должно уступать ведущим западным фирмам.
Для этого используются качественные материалы и оригинальные инженерные разработки, в частности, армирование всей поверхности кузова, термоизоляция и облицовка ламинированным алюминиевым листом, что позволяет устранить скрипы, звуко- и термоизолировать салон, дерево в качестве основы для мебели, использование высококачественного напольного покрытия, которое не скользит и легко моется, а также качественных материалов для отделки мебели, позволяют производителю обещать 3-х летнюю гарантию на свои машины.
Вместе с тем, качественная отделка существенно удорожает автомобиль и вызывает сомнения в целесообразности создания салона-"долгожителя" на шасси ГАЗ.
Планировка салона производится в соотвествии с требованиями заказчика, возможно комплектование машины различным медицинским оборудованием, а также кювезом для перевозки новорожденных.


         Наряду с массовым производством автомобиля скорой помощи ГАЗ-32214 ряд предприятий в регионах продолжает выпускать мелкими партиями АСМП, используя в качестве базовых цельнометаллические фургоны и шасси семейства «ГАЗель» Горьковского автозавода. Таким примером может служить АО «Чебоксарский авторемонтный завод» (ЧАРЗ), который является изготовителем кузовных деталей для нижегородских автомобилей.
         В конце 1999 г. ЧАРЗ изготовил образец собственного Автомобиля скорой медицинской помощи модели 3251-01 на базе ГАЗ-3302. Шасси модели 3251-02 заднеприводное. АСМП выполнен в виде цельнометаллического фургона каркасного типа и оснащён системой нормализации микроклимата, включающей автономный отопитель с дистанционным управлением и приточно-вытяжной вентиляции. Салон выполнен по высоте от пола до потолка - 1840 мм. Установлена дополнительная аккумуляторная батарея. В крыше медицинского салона установлены окна, улучшающие его естественную освещённость. Медицинский салон имеет шумо- и теплоизоляцию. К недостаткам данного автомобиля можно отнести: невысокое качество отделочных материалов и неточную подгонку отдельных элементов внутренней обшивки медицинского салона. Автомобиль продается единичными экземплярами в основном в пределах Чувашии.
Весной 2006 года Сергей Федоров сфотографировал уже изрядно побитую машину в Чебоксарах на улице - обратите внимание на одну широкую распашную дверь сзади, открывающуюся налево. Нет уверенности, что при таком решении заднего проема скорой помощи, погрузка носилок удобна.

ГАЗ-3251-01 Газель ЧАРЗ

ГАЗ-3251-01 Газель ЧАРЗ

ГАЗ-3251-01 Газель ЧАРЗ

ГАЗ-2705 Газель Тула

ГАЗ-2705 Газель Тула

         В 2000 г. со своей версией недорогого АСМП на базе цельнометаллического фургона ГАЗ-2705 вышло АО «Завод Тула». Медицинский салон имеет правую боковую сдвижную дверь, и две задние распашные двери. Салон оснащён системой нормализации микроклимата. Между медицинским салоном и кабиной водителя установлена ровная перегородка с раздвижным окном. Потолок медицинского салона выполнен из глянцевого пластика, что повышает освещённость салона и упрощает санобработку. Медицинский салон имеет шумо- и теплоизоляцию. В салоне установлена медицинская мебель для размещения медицинского и специального оборудования, два откидных раскладывающихся кресла по правому борту, носилки на приемном устройстве, поворотное кресло врача в изголовье носилок. Основным недостатком этого АСМП является невысокое качество изготовления медицинского салона. Мебель собрана из водостойкой фанеры с применением грубого крепежа.
Интересный штрих: проблесковые маяки на машине не соответствуют ГОСТу - красный цвет могут иметь только машины ДПС и ВАИ.


        Машины скорой помощи, выпускаемые Самарским авторемонтным заводом (САРЗ) на шасси фургона ГАЗ-2705 Газель, сконструированы работником САРЗ Евгением Блиновым с учетом пожеланий работников самарской скорой. Самарцы считали машины местного производства более удобными в работе, чем базовые модели ГАЗа. Про сертификацию этих машин данных нет.
Выпушено несколько десятков таких машин, которые работали преимущественно в Самаре. Кроме того, завод подготовил экпериментальный автомобиль скорой помощи модульного типа, а также серийно выпускал автомобили скорой помощи на базе УАЗа - САРЗ-2925.

Газель САРЗ

ГАЗ-3251-01 Газель ЧАРЗ

Газель Пскова  Тему вариантов машин скорой помощи на шасси Газели вряд ли можно считать законченной: скоропомощные машины выпускались также в Пскове (Псковавто). К сожалению, сведений о них немного. Машины производились в полукустарных условиях, качество изготовления "хромало". Сведений о прохождении сертификации нет.

Страница подготовлена с использованием текста и фотографий
Андрея Рыбалова и архива НПО "Экран",
книги Максима Шелепенкова и Александра Говорухи "РАФ", Смоленск, 2006,
фото Олега Чалкова,
фото Олега Тимирязева,
фото Сергея Федорова,
сайта www.sicar.ru

Источник- Сайт доктора Суворова Ambulances.ru




Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено