28.03.2011 2965

Челябинская 03

Интервью с главным врачом Станции скорой помощи г. Челябинска Еще в Библии описан пророк Екклесиаст, который вернул к жизни человека, вдохнув ему воздух в рот. В древнегреческих мифах такие же действия по возвращению человека к жизни приписывались богу Асклепию.




Интервью с главным врачом Станции скорой помощи г. Челябинска

 

Еще в Библии описан пророк Екклесиаст, который вернул к жизни человека, вдохнув ему воздух в рот. В древнегреческих мифах такие же действия по возвращению человека к жизни приписывались богу Асклепию.

В действительности же все обстоит намного прозаичнее. Сирену машины скорой помощи слышно издалека. Этот сигнал понятен каждому — в эту минуту кому-то очень плохо, а врачи скорой медицинской помощи спешат к нему на помощь. В любое время суток, в любую погоду они должны приехать на вызов. Но так ли это легко?

О том, что предпринимается в нашем городе для улучшения работы службы скорой помощи, мы беседуем с главным врачом МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Челябинска, врачом высшей категории, главным специалистом города по скорой медицинской помощи Еленой Владимировной ЕРШОВОЙ.

—   Елена Владимировна, на­сколько оперативно работает дис­петчерская служба скорой меди­цинской помощи?

— С 1994 года в оперативном от­деле (центральная диспетчерская) станции скорой медицинской помо­щи работает система по автоматизи­рованному управлению выездными бригадами. Когда в диспетчерскую поступают звонки, многоканальный телефон 03 распределяет вызовы на свободные пульты. Многие фельдше­ры, работающие диспетчерами, име­ют опыт работы в выездных бригадах скорой медицинской помощи, а пото­му неплохо ориентируются в любой ситуации и могут если не поставить точный диагноз, то хотя бы опреде­лить состояние человека. Диспетчер начинает задавать вопросы по суще­ствующему алгоритму. Алгоритм оп­роса — это тот необходимый мини­мум информации, который нужно знать диспетчеру, чтобы сориентиро­ваться в ситуации и направить на вы­зов нужную бригаду. Ведь на нашей станции работают бригады самого различного профиля: врачебные, фельдшерские, специализирован­ные.

Неоспоримым помощником дис­петчера является компьютер.; В банк его данных занесены около 40 поводов направления бригад скорой по­мощи. Из них 20 первостепенной важности. Сюда относятся ДТП, острые боли в сердце, потеря сознания, несчастные случаи в быту, суици­дальные попытки, острые психиче­ские расстройства с нарушенным по­ведением, опасным для жизни боль­ного и окружающих. Остальные 20 — это те поводы, которые можно отсро­чить, например, незначительное по­вышение давления, которое чаще всего не является угрозой для жизни. Когда повод формируется, компью­тер подсказывает фельдшеру, какую бригаду выслать.

Здесь же мне хотелось бы отве­тить на вопрос, который волнует мно­гих людей — это время прибытия бригад скорой помощи. В среднем это 20 минут. Зависит оно, как я уже говорила, от степени важности вызо­ва. На экстренные вызовы машины стараются приехать как можно быст­рее.

Как вы решаете проблему ложных вызовов и закрытых подъ­ездов?

— Многие считаюI, что ложный вызов — это только хулиганские вы­ходки подростков. К счастью, таких вызовов поступает к нам не так уж много. К ложным мы также относим вызовы «по пустякам», которые на са­мом деле не являются нашей рабо­той. Например, в пьяной компании у кого-то что-то заболело, и они вызы­вают машину скорой помощи.

Серьезная проблема для врачей - закрытые подъезды. А ведь существуют определенные правила вы­зова скорой медицинской помощи, утвержденные решением Челябин­ской городской Думы, которые дол­жен знать каждый, кто набирает 03. И одно из них гласит о том, что вы­зывающий обязан встретить врачей. На практике же все обстоит намного сложнее. Часто машинам скорой по­мощи бывает трудно заехать в нуж­ный двор из-за того, что некоторые жильцы строят заграждения. Бывает также сложно найти нужный дом из-за отсутствия нумерации и плохого освещения. Когда наконец находят, в подъезд попасть не могут из-за кодовых замков. Врачебный долг не позволяет медицинским работни­кам уехать, и они начинают звонить в диспетчерскую, просят диспетче­ра связаться с теми, кто вызвал ско­рую помощь, чтобы открыли подъ­езд. На это уходит много времени и нервов.

Как осуществляется помощь в ДТП, если пострадавших не­сколько человек?

—    Существуют определенные правила действий медицинских ра­ботников в ДТП. Если в оперативный отдел поступило сообщение о боль­шом количестве пострадавших, дис­петчер сразу же отправляет на место происшествия несколько машин ско­рой помощи. Врач, приехавший на такой вызов, проводит что-то вроде медицинской разведки. Первым делом он осматривает место происше­ствия, определяет объем работы. За­тем по рации сообщает диспетчеру о ситуации, после чего до приезда до­полнительных бригад проводит сор­тировку пострадавших, оказывая ме­дицинскую помощь в первую очередь людям с очень тяжелыми травмами. После этого передает их эвакуацион­ным бригадам. Покидает он место происшествия только после того, как получит разрешение старшего врача станции.

Работа на скорой помощи требует высокого мастерства и профессионализма. Как часто ва­ши сотрудники проходят повыше­ние квалификации?

—  Действительно, на врачей и фельдшеров скорой помощи возла­гается большая ответственность. Ес­ли они не будут постоянно закреплять свои знания на практике, то качество оказания помощи значительно сни­зится. В план оптимизации работы нашей службы входит и постоянный тренинг (обучение) сотрудников ско­рой медицинской помощи на специ­альных муляжах. Для этого открыт учебный класс. Закрепление навыков доводится до автоматизма. Мы за­ключили договор о поставке нашей службе профессионального оборудо­вания, на котором уже давно трени­руются американские врачи и парамедики.

Уже не только в зарубежных, но в отечественных фильмах мы видим врачей скорой помощи в спецодежде. Дойдет ли это нов­шество до нас?

— К Дню города у всех сотрудни­ков нашей службы будет единая по­сезонная спецодежда, имеющая свою эмблему, состоящая из теплых курток, комбинезонов, летних костю­мов.

—  Какие проблемы Вам необ­ходимо решить в первую очередь?

— В программу совершенствова­ния оказания скорой медицинской помощи населению города входит модернизация диспетчерской службы. В последнее время появилось очень много высотных домов, создающих помехи и влияющих на качество радиосвязи. Имеются в нашем городе и так называемые «черные дыры», где вообще пропадает радиосвязь с машинами. Все это, естественно, сказывается на скорости оказания медицинской помощи населению. Программой предусмотрена замена радиостанций, программного обеспечения, установка в оперативном отделе электронной карты города, на которой будет видно нахождение специализированных бригад. Диспетчер не только услышит, но и увидит машины, таким образом, сумеет определить, какая находится ближе всего к месту вызова.

Чем по праву может гордиться ваша служба?

— В этом году нашей службе исполняется 87 лет. За эти годы сложились свои традиции, накоплен огромный опыт работы. Но, несмотря на это, мы стремимся к новым высотам, так как жизнь не стоит на месте, в том числе и медицина. Постоянно меняется качество оказания скорой медицинской помощи, совершенствуется медицинское оборудование, меняется набор лекарственных препаратов, хотя принципы работы нашей службы остались неизменными — это доступность, безотлагательность. Мы гордимся тем, что можем приехать в любое время на помощь к жителям нашего города. За последнее время нам также удалось сократить опоздание бригад скорой помощи на экстренные вызовы с 1,5% до 0,3% за счет рационального их использования.

Кроме того, с января 2006 года мы ввели дополнительную реанимационную бригаду на подстанции Ленинского района, с августа там работает и психиатрическая бригада. Это было продиктовано жизненной необходимостью, так как бригады Северо-Запада не всегда успевали вовремя приехать на вызов в другую часть города. Это позволит своевременно оказывать специализированную медицинскую помощь всем горожанам.

— Какое новое оборудование появилось у вас за последнее время?

— Мы получили новую дыхательную аппаратуру, ко­торой уже оснащены все машины скорой помощи, за­купили портативные, качественные дефибрилляторы. Сейчас мы работаем с ларингеальными масками, кото­рые позволяют фельдшеру скорой помощи оказывать респираторную поддержку.

Кроме того, закупили новые медицинские сумки. У нас появились специальные носилки, более удобные в работе. Они облегчают работу сотрудников скорой по­мощи и ускоряют транспортировку больного. В сентяб­ре ожидается поступление новых машин.

—  Какую помощь оказывают больным с ин­фарктом?

— В каждом районе города работают кардиологи­ческие бригады, оснащенные всем необходимым обо­рудованием и лекарственными препаратами для ока­зания помощи больным с сердечно-сосудистыми за­болеваниями. Если кардиограмма показала инфаркт — врачи скорой помощи проводят обезболивание, вводят нитроглицерин, поднимают либо снижают дав­ление. В некоторых случаях больным проводится рас­творение тромба с использованием новых качествен­ных тромболитиков. После этого госпитализируем больного в специализированное отделение для даль­нейшего лечения.

—  Какие мероприятия проводятся внутри ва­шей службы?

— Уникальность нашей службы в том, что ее учреж­дения разбросаны по всем районам города. В службе работает более 1000 человек. Часто наши сотрудники, работающие в одной системе, друг друга просто не знают. Мы хотим, чтобы у нас были общие цели, общие интересы. Чтобы решить эту проблему, провели 16 ию­ня 2006 года конкурс профессионального мастерства. В нем приняло участие около 400 человек. Конкурс проводился по очно-заочной форме, были выбраны представители в номинациях «Лучший врач», «Лучший фельдшер», «Лучший помощник» и «Лучшее подразделение». Лучшим врачом стал Виктор Владимирович Пястолов, работающий на подстанции Калининского района. Лучшим фельдшером – Азат Илгизович Мадияров (подстанция поселка Новосинеглазово), лучший помощник — Станислав Владимирович Угрюмов, работающий на подстанции Калининского района. Луч­шее подразделение — подстанция скорой помощи Тракторозаводского района.

Мы отметили и своих ветеранов. Это люди, прора­ботавшие в нашей службе более 30 лет (44 человека). Им вручили соответствующие нагрудные знаки. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы поднять престиж нашей профессии. Основной контингент на­шей службы составляют женщины. Я была на стажи­ровке в США и столкнулась с тем, что у них на неотлож­ке преимущество отдается мужчинам. Я и сама считаю, что эта тяжелая работа не для женщин. С 2000 года в штат была введена должность психотерапевта. Ведь зачастую медицинским работникам скорой помощи и самим требуется психологическая помощь из-за высо­кого психоэмоционального напряжения, стрессовых ситуаций, периодически возникающих в работе.

- Как вы проводите отбор сотрудников?

— На станции скорой медицинской помощи рабо­тают опытные врачи и фельдшеры (более 60% имеют первую и высшую квалификационные категории). Пре­жде чем устроиться к нам на работу, врач, окончивший медицинскую академию, должен пройти интернатуру, Мы тесно сотрудничаем и с медицинскими колледжа­ми. Лучших студентов приглашаем на работу. При при­еме на работу врачи и фельдшеры проходят пятисту­пенчатый отбор.

- О чем еще нужно знать населению?

—  О том, что 1 ноября 2004 года вышел приказ Минздравсоцразвития № 179, в котором говорится, что скорую медицинскую помощь гражданам при угро­жающем жизни состоянии должны оказывать незамед­лительно все лечебные учреждения независимо от форм собственности и территориальной подчиненно­сти. И если уж с вами или вашими близкими случилась беда, непредвиденные ситуации, обращайтесь в бли­жайшее лечебное учреждение. До приезда «скорой» человеку окажут медицинскую помощь, облегчающую его состояние.

Мне бы хотелось еще раз обратиться к населению. Наступило лето, и снова мы наблюдаем всплеск несча­стных случаев, наступивших в результате элементар­ной неосторожности: в нетрезвом виде люди купаются в водоемах и тонут. Причина гибели — переохлаждение и остановка сердца. Много людей гибнет в ДТП, садясь за руль в нетрезвом виде. И, конечно же, жаркие дни опасны для здоровья людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Мы стараемся сделать все возможное и невозмож­ное для оказания экстренной помощи жителям нашего города.

Ж.КИСЕЛЕВА.

«На здоровье», №13 (117) август 2006






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться