Вывих коленного сустава.

Вывих коленного сустава.
"Кто виноват?" или "Что делать?"
“Кря-кря” - сработал навигатор.
- Бляха-муха....- обреченно изрек водитель. Я посмотрела на свои новые фитнесс-часы. 21.30. Для бригады, с графиком работы 10/22 самое время возвращаться на подстанцию, закрывать путевку, мыть машину и в принципе заканчивать смену.
- Марьинский парк, дом 80. Спортивный клуб “Тигр”. 16 лет, травма ноги. - я сообщила бригаде повод к вызову. Андрей включил поворотник, чтобы развернуть мерседес.
- Может обойдется травмпунктом..? - послышалось из салона через открытое окно. Настя не хотела задерживаться на работе. Ее путь домой был выстлан двумя пересадками и шествием от метро через несколько глухих кварталов.
- Не будем загадывать, - произнесла я одну из своих стандартных для такой ситуации фраз.
Автомобиль подъехал к ангару с большой надписью “СК Тигр”. Несмотря на темное время высокие окна здания светились ярким светом. Видимо, тренировки здесь проводились допоздна.
- Здравствуйте! Помогите нашему мальчику пожалуйста, у него колено выскочило, - на порог вышел крепкий мужчина. Его голос не отражал какого-либо волнения и создалось впечатление, что это не первая такая ситуация в его вотчине.
Мы вошли в большой спортивный зал. Почти вся площадь пола представляла собой одно большое татами. Слева в дальнем конце помещения лежал постанывающий парнишка. Ни секунды не задумываясь я скинула обувь. Мои рабочие штиблеты немного доработаны шнурками-резинками для ускорения снятия. Настя последовала не дурному примеру.
- Очень больно, сделайте укол пожалуйста! - бедолага лежал на спине. Правая не поврежденная нога была согнута в колене. Поджатые под 90 градусов пальцы упирались в татами. Ему действительно было больно. Левая нога лежала на импровизированном валике из боксерских перчаток. Вместо физиологической выпуклости область колена представляла собой впалость по центру. Головка большеберцовой кости сместилась к наружи. Она выскочила из чашечки и своим незапланированным присутствием давила на окружающие ткани.
- Дела…- покачала головой я, - сознание не терял? Головой не ударялся? Хронические заболевания? Аллергия на лекарства? - на все вопросы были получены отрицательные ответы.
- Давай, зайка моя, тогда катетер и фентанил, - обратилась я к Насте доставая из кармана брюк заветную коробочку с наркотическими препаратами.
- Мы еще холод специальный прикладывали, - тренер показал на голубой брикетик, лежащий в нескольких метрах от пострадавшего.
- Правильно. Если есть еще, несите или мы свой приложим. Это и отек уменьшит, и боль отвлечет. Во сколько и как все случилось в трех словах опишите пожалуйста, - мы не вправляем на месте вывихи, этот вызов увенчивался стопроцентной госпитализацией и по длинному ряду причин действовать нужно было быстро.
- Где-то в 21.20 в конце тренировки по смешанным единоборствам у него выскочило колено.
- Само или кто-то поспособствовал?
- Да, да, оно само, никто не виноват, - простонал мальчик. Настя закрепила кубиталку и уже медленно-медленно вводила фентанил.
- Не волнуйся, дружище, мы не полиция. Скорая помощь ищет ответы на вопрос “Что делать?” а не “Кто виноват?”. Просто чтобы тебе лучше помочь надо понимать обстоятельства травмы. Сейчас полегче? Голова не кружится? - я обратила внимание на сужение зрачков Назара, так звали молодого борца. Опиаты действовали.
- Да, спасибо большое, намного легче…- голос стал спокойнее, а пальцы правой стопы уже не упирались в пол.
- Зашинируем? - спросила Анастасия.
- Понимаешь, тут дело такое… лучше не тыркать лишний раз. Тем более он ногу вряд ли выпрямит. Сейчас положим его на транспортный щит, посмотрим, как лучше.
- Принести? - тренер всеми силами старался помочь и мне это нравилось.
- Да, пожалуйста. И еще нужно ребят несколько, лучше четыре. Ибо мальчик у нас крепкий. Кстати, вы родителям позвонили? Даже не верится что ему 16 лет…
- Сейчас отец должен подойти, - услышав эти слова пострадавший снова застонал. Вероятно боялся, что ему влетит от предка. Не прошло и минуты как тренер принес щит. За ним в зал вошли несколько крепких ребят и встревоженный отец.
- Ну что? Ну как?
- Добрый вечер. Не волнуйтесь, пожалуйста. Сейчас поедем вправлять колено, - я старалась избегать слова “вывих”, хотя именно он был очевиден здесь даже для не сведущих в медицине. - Возможно уже сегодня или завтра отпустят домой. Сейчас мы на щит погрузимся аккуратненько и в машинку… - несмотря на мою мягкость, папашка по-восточному недовольно цикнул и нервно зачелночил по немаленькому пространству зала взад-вперед. Я попросила мужчин положить щит с поврежденной стороны от парня.
- Так, дружок. Сейчас по-тихоньку переберемся. Нужно потерпеть. Если тебе проще именно в этом положении, в нем и поедем, - мальчик кивнул. С помощью ребят Назар повернулся на здоровый бок. Я держала ногу. Служа живой шиной фиксировала конечность с двух сторон от поврежденного сустава.
- Настюш, подсунь щит ему под спину по-глубже.
- Так?
- Да, совершенно замечательно. Умница. Теперь, ребята, поверните его на спину. Воот… Чудненько, чуть вверх теперь. Супер. Ну что, неужели не больно?
- Да нет, так вдалеке где-то немного.
- Отлично! Смотри, моя дорогая, - обратилась я к ученице, - Какие в данной ситуации у нас есть варианты иммобилизации?
- Ну, шины… вакуумный матрас… или сам щит?
- Да. В тепличных условиях мегаполиса, где не больше часа до любой больнички целесообразно использовать именно его. Представь, что мы сейчас начнем разгибать ногу, чтобы впихнуть ее в шину. Или как же нам придется изловчится с этой картонкой, чтобы согнуть ее в такое положение, - Настя улыбнулась. Нога мальчика по прежнему представляла собой букву “зю”, - Вот это крепление мы называем паук. Понятно почему? У этого членистоногого восемь ног, по четыре с каждой стороны. Здесь такая же фигня, - я на секунду подняла глаза, обратив внимание на то что с интересом меня слушает не только Настя, - четыре стропы разных цветов, каждая из которых крепит страдальца к щиту фиксируясь справа и слева. И одна продольная. Она, как тело паука держит весь этот каркас. Сначала растягиваем ее и крепим… теперь можем понятно где цеплять остальные. Но у нас в приоритете колено. Помнишь, как я держала ногу, когда мы перекладывали, - Настя кивнула, - держи, - продолжила я и наложила стропы сверху в проекции ее рук. Начала затягивать. Парень немного сморщился. Думаю, стеснялся сказать, что в этом положении ему больно. Чего-то не хватало в нашей конструкции. Я огляделась вокруг.
- Перчатка! - подсказала Настя.
- Точно… - улыбнулась я и подсунула подручный материал под колено.
- Так лучше?
- Да. Спасибо.
- Затягивай, - воспитанница бережно потянула две нижние стропы за концы, а я уже набирала номер диспетчера госпитализации.
- Давайте в Морозовскую, - Послышалось в динамике, после того как я запросила место. С помощью четырех представителей сильного пола вынести щит не составило труда. Загрузились. Посадили папу в салон. Пристегнулись. Поехали.
- Все твой спорт дурацкий! Больше не будешь сюда ходить! - огрызнулся предок. Он и сам не понимал, что избрал не самый хороший способ проявить свои отцовские чувства.
- Пааааап..! - простонал парень. Сердце защемило. Помочь мужчинам друг друга понять - не женская задача, но на правах “доктора” я все же вмешалась.
- Да ладно вам… не переживайте. Это рабочий момент. Сейчас все подлатают. Кстати вы знаете что означает имя вашего вашего сына?
- Посвященный Всевышнему.
- Да, в нашей вере такое же значение. Наверное потому, что имя на самом деле очень древнее, изначально еврейское.
- Слышал об этом.
- Так пусть же посвященный Богу идет свой путь. С самого начала мы не хозяева наших детей, возможно менеджеры их жизни, да. Но в конечном итоге каждая душа принадлежит Богу. Да и не убережете вы его от беды так. Если перекрыть спорт они найдут, не дай, Господь, другие способы познания себя и мира…
- Да уж. - Отец снова цикнул, но уже не так недовольно. Оставшееся время ехали в тишине. Я молилась, чтобы он все правильно понял. Не так, как сказала я, а как хочет Бог.
- Вывих говорите… - в дверях приемного покоя нас встретил детский травматолог, - согласен. Чем обезболили?
- Два фентанила. Он крупненький и болело сильно.
- Отлично! - обрадовался врач, - ну что будем вправлять?
- Ээээ, да, конечно! Что за вопрос? - заверещал папашка.
- Тогда, спортсмен, слушай меня, - доктор поднял согнутую в колене конечность мальчика, надо будет выпрямить ногу, но только когда я скажу, ни секундой раньше, понял?
- Понял, - пацан явно побаивался, но вариантов не было.
Правая кисть костоправа охватывала деформированное колено. левая держала стопу, которую легким движением он отвел кнаружи.
- Ааааа! - вскрикнул мальчик.
- Держись, сынок, - Врач совершил возвратное движение с чуть большей амплитудой, - а теперь выпрямляй.
- Фух…- облегченно вздохнул пострадавший.
- И все? - удивился папашка, круглыми глазами глядя на вставшее на место колено.
- Не все. Понаблюдаем сутки. УЗИ надо сделать, рентген, там скорее всего гемартроз. Надо полечить, чтобы потом повторений не было. Слышали понятие “привычный вывих?”
- Слышал. Это все ваш спорт..!
- Пап…
- Ладно. Не переживай, Назар. Будешь ходить. Только поаккуратнее, а то я тебе..! - Отец шутливо помахал кулаком. Он был рад и кажется сделал правильные выводы. Мы же с Настей проводили травматолога аплодисментами.
- Блин, во круть. Надо было видео снимать, вдруг пригодится где-нибудь, - обсуждали мы с коллегой под веселый темп долгожданного возврата на подстанцию.
Комментировать