Скорая больна?

28.03.2011 2018
В конце декабря в Госдуме состоялось заседание "круглого стола", посвященного проблемам законодательного регулирования оказания скорой медицинской помощи (СМП). Затейливое нагромождение слов скрывает, увы, давнюю истину: далеко не все ладно в государстве с оказанием скорой помощи нуждающимся. Она, так же как и большинство тех, кто в трудную минуту набирает по телефону заветный номер 03, тяжело больна.




Статья "СКОРАЯ" БОЛЬНА. Есть ли надежда на исцеление?" 

...В конце декабря в Госдуме состоялось заседание "круглого стола", посвященного проблемам законодательного регулирования оказания скорой медицинской помощи (СМП). Затейливое нагромождение слов скрывает, увы, давнюю истину: далеко не все ладно в государстве с оказанием скорой помощи нуждающимся. Она, так же как и большинство тех, кто в трудную минуту набирает по телефону заветный номер 03, тяжело больна.

 

На "Скорую" надеется треть россиян

Надеяться на то, что очередное заседание "круглого стола" сможет наконец-то решить запутанную проблему, по меньшей мере наивно. Вместе с тем делать что-то все равно необходимо: без "скорой" нам не обойтись, причем именно бесплатной, государственной. Об этом красноречиво говорят цифры: только в 2004 году в службу "03" обратилось более 50 миллионов человек, такие цифры назвали на заседании "круглого стола". Это, к слову, более 35 процентов всего населения России, и вот к этим заболевшим людям медики добирались на разваливающихся машинах и не имея под рукой необходимых лекарств.

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что далеко не все из тех, кто вызвал "скорую", в ее помощи нуждался: кому-то просто поболтать захотелось, кто-то не нашел лучшего способа измерить давление, кого-то донимала обычная простуда, и алкоголиков - тяжкое похмелье.

Такие вызовы врачей составляют до 60-70% и отвлекают СМП от основной работы - спасти от смерти людей, серьезно придающих сердечно-сосудистыми за6олеваниями (ежедневно 60 тыс. россиян обращаются в СМП), инфарктами (28 тыс. случаев в день), нарушениями сердечного ритма (8 тыс. случаев), попавших в ДТП (3-5% от всех 130 тыс. ежедневных вызовов) или получивших сложные травмы. То есть к пациентам, действительно нуждающимся в неотложной помощи.

Впрочем, зряшные вызовы "03" - не единственная проблема медиков. Отсталая связь, неприспособленные помещения станций "Скорой помощи", колоссальная текучка кадров, постоянно растущее число госпитализированных на фоне бедственного положения самих работников (особенно в дотационных регионах), отсутствие у выездного персонала индивидуальных средств защиты, спецодежды и страховки - вот сегодняшнее лицо нашей "Скорой".

В 1985 году в России было 102 "скоропомощных" стационара. Сейчас осталось 46, - констатирует директор НИИ скорой помощи им. Склифосовского Александр Ермолов. - Если нет стационара, который должен принять человека и продолжить его лечение после оказания первичной помощи, или если стационар не готов к приему больных, или если в нем оказывают неквалифицированную помощь - усилия врачей "скорой" бессмысленны а смертность увеличивается в 10 раз. Это значит не только то, что мы имеем больше умерших, мы плодим инвалидов, обременительных для семьи и страны.

Кто бы спорил, ситуация, в которой оказалась служба СМП, просто бедственная, недаром же за ее разрешение взялось наконец-таки Минздравсоцразвития. (Хотя, честно говоря, как-то не верится, что у чиновников этого ведомства взыграл альтруизм - скорее, их подтолкнул к действиям провозглашенный президентом национальный проект "Здоровье".) Но сами-то медики, дававшие клятву Гиппократа, всегда ли оказываются невинными овечками перед лицом форс-мажорных или просто вынужденных обстоятельств? Да, пробка на дороге - это настоящий форс-мажор, и медики справедливо часто ссылаются именно на это обстоятельство, объясняя, отчего это они прибыли на вызов лишь спустя 40 минут. Да, более трети вызовов могло бы не быть, если бы принято было штрафовать тех, кто по пустякам вызывает врачей СМП.

Но ведь, к сожалению, нередки случаи, когда "скорая" добирается до больного около часа, хотя подстанция находится в каких-нибудь 200 метрах от подъезда. А некомпетентность врачей чего стоит! Пару лет назад десятилетняя дочь одного из авторов сломала ногу, и "скорая", надо отдать ей должное, приехала довольно быстро, минут через 30. Но доктор сразу и без сомнений сказал, что перелома точно нет, а затем для чего-то принялся слушать девочку стетоскопом, походя интересуясь, нет ли у нее температуры. После столь своеобразного осмотра сломанной ноги доктор не только не предложил отвезти ребенка в больницу, но еще и настоятельно порекомендовал ни в коем случае девочку в травмпункт не возить из-за... эпидемии гриппа. В результате ребенок сутки промучился с пакетом льда на ноге, но без гипсовой повязки. Разумеется, все это можно было бы объяснить случайностью, если бы этот случай был исключением из практики. Так ведь нет, опросите знакомых - наверняка каждый поведает вам о подобном или даже о трагичном происшествии, когда больной умер, не дождавшись кареты "скорой".


Карету мне, карету!

Износ машин "скорой" составляет 62 процента, так что одна из насущных проблем службы - транспорт. Вернее, его нехватка и неукомплектованность не только врачами (к инфарктникам с инсультниками отправляются не врачи, а фельдшеры), но и необходимым оборудованием. Во многих городах автомобильный парк служб "Скорой" давно не обновлялся, многие машины уже отжили свое, но продолжают выезжать на линию. В общем, транспортировка тяжелобольных идет на неприспособленном транспорте.

Однако, возможно, скоро ситуация в этом плане сдвинется с мертвой точки: Минсоцздрав (не с барского плеча, а исключительно в рамках реализации нацпроекта в области здравоохранения) в ближайшие два года намерен выделить "Скорой" 7,5 млрд руб. на покупку 12 120 авто, в том числе 480 реанимобилей (из них 240 детских с кювезами) импортного производства. Это, по мнению Минсоцздрава, позволит переоснастить 60% санитарного транспорта. Можно, конечно, радостно хлопать в ладоши и бросать вверх чепчики, но директор Московского НИИ неотложной детской хирургической помощи и травматологии Леонид Рошаль весьма скептически относится к прогнозам главного медицинского ведомства. По подсчетам известного детского врача, в стране насчитывается порядка 42 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов и 50 тысяч сельских амбулаторий и больниц. Неужели им хватит 12 120 машин? Рошаль критически настроен на проект "Здоровье":
- Меня не устраивает его 2-летняя программа. Важно знать, что будет через 5 лет. Надо думать на перспективу и комплексно разрабатывать концепцию - развития скорой помощи через призму качества и доступности. Минсоцздрав такую концепцию до сих пор не разработал, несмотря на то что скорая помощь решает важную задачу снижения уровня смертности в стране. Сейчас она у нас – 1596 человек на 10 тысяч населения. К тому же я не уверен, что до регионов дойдут все выделенные деньги.


Что делать?

Рьяно взявшись за дело реанимирования СМП, Минздравсоцразвития с готовностью предлагает новые пути выхода из кризиса, весьма напоминающие не так уж давно забытые старые проекты. К примеру, разделить помощь на скорую (экстренную - в ее задачи должно входить обслуживание больных с тяжелыми заболеваниями и отправка их в стационар) и неотложную (при районных поликлиниках - для случаев, не угрожающих жизни человека). То есть предполагается, что "Скорая" будет заниматься более сложными ситуациями. Пока вопрос этот находится в подвешенном состоянии, так как не все субъекты готовы на такой решительный шаг. И все же врачи опасаются новой реформы: они не исключают, что приказ о реформировании будет подписан так же неожиданно, как и приказ о врачах общей практики, который педиатры назвали "разрушительным". Разделение помощи на две составляющие для провинциальных городов и областей может иметь такие же разрушительные последствия.

* * *

Всего год назад тот же самый Минздравсоцразвития издал приказ о новом порядке оказания скорой медицинской помощи. Разумеется, для того чтобы что-то там улучшить и усилить. Новый порядок действовал с 1 января 2005 года, и от декларируемых им принципов ну просто слезы на глаза наворачиваются. "Скорая", оказывается, общедоступна и бесплатна, полиса медикам показывать не надо. Более того, "скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу". Иными словами, если вас, не дай бог, угораздило упасть возле Кремлевской больницы, то тамошние доктора должны тут же броситься вам на помощь. Сказка, да и только! В правилах этих вообще немало сказочного, но ведь составляли же их для чего-
то. Правда, практика показывает, что за год мало что переменилось - как ездили медики СМП на старых развалюхах,так и ездят. Как были у них многочисленные проблемы, так они и остались. Так хочется верить в то, что обещания чиновников на "круглом столе" не окажутся очередным мыльным пузырем.


А что же медики "03"?

Они вынуждены защищаться. И для этого у них есть весомые козыри. "Как привлечь молодых специалистов, - говорят они, - если в вузах вообще отсутствуют факультеты скорой помощи и такой специальности, как врач СМП, просто нет в природе, когда в Минсоцздраве упразднена должность главного специалиста-эксперта по скорой помощи, когда нет единой программы подготовки интернов, ординаторов по СМП, когда нет единой образовательной программы, которая соответствовала бы новым стандартам по специализации врачей, когда "Скорая" рассматривается как военно-полевая служба с соответствующими требованиями к профессиональному мастерству?
Как при всем этом наборе оказывать скорую помощь на современном уровне?"

Чтобы "Скорая" работала и оказывала качественную медицинскую помощь, необходим федеральный закон "О скорой помощи", который уже много лет лежит в Госдуме.
- Чтобы решить проблемы здравоохранения, в том числе и проблемы "Скорой", - считает детский доктор Леонид Рошаль, - необходимо, чтобы его доля в ВВП повысилась хотя бы в 2 раза: до 5-6%. Да, на медицину помимо бюджетных 2,8% от ВВП выделено еще 60 млн, но эти деньги проблемы не решат. Они лишь замедлят падение отрасли. Чтобы двигаться вперед, надо решать фундаментальные задачи, а не только вопросы транспорта и заработной платы медиков.

Елена Хакимова,
Маргарита Келер

Примечание:
Текст сканирован с газеты и переписан с помощью программы-"распознавалки". Возможны случайные ошибки. Dr.Suvorowww

Обсудить статью можно в форуме





Комментировать