28.03.2011 1460

Волшебники из страны "03"

Кому из нас не приходилось вызывать «Скорую помощь»? Воспаление легких у ребенка, отравление у тещи, сердечный приступ у бабушки-соседки... Набираем «03» и ждем-надеемся, что «скорая» действительно приедет скоро. Впрочем, сегодня у нас есть выбор: условно-бесплатная государственная служба и частная – однозначно платная, коммерческая. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.




Кому из нас не приходилось вызывать «Скорую помощь»? Воспаление легких у ребенка, отравление у тещи, сердечный приступ у бабушки-соседки... Набираем «03» и ждем-надеемся, что «скорая» действительно приедет скоро. Впрочем, сегодня у нас есть выбор: условно-бесплатная государственная служба и частная – однозначно платная, коммерческая. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.

 

Государственная «Скорая и неотложная медицинская помощь» (СиНМП) - это спрут, состоящий из станции скорой неотложной Медицинской помощи (на  территории «Склифа») и пятидесяти двух подстанций, разбросанных по всей Москве. Кроме того, существуют различные ведомственные (обслуживающие только пациентов, «приписанных» к определенному ведомству), коммерческие и «смешанные» службы.

Вас когда-нибудь катали зимой в «карете» скорой помощи? В реанимационной части старых машин температура лишь на несколько градусов выше уличной...

Первые платные «неотложки» появились на базе страховых компаний. Сегодня в Москве и области платную неотложную медицинскую помощь оказывают несколько десятков организаций. Работают они как для тех,  кто купил полис добровольного медстрахования, так и для тех, кто без полиса, но готов платить наличными.

Вези меня, извозчик!
Главная машина на службе московской городоской «скорой» – «газель». На ней работает большинство линейных бригад. Есть в транспортном цеху и машины получше - «форды» и «мерседесы». Но они, как правило, старенькие, да и состоят в основном на вооружении ведомственных и/или реанимационных бригад. Вне Москвы еще вовсю ездят на антикварных советских «рафиках», в которых попросту небезопасно транспортировать тяжелых пациентов.

Вы когда-нибудь катались в так называемых «каретах» бесплатной скорой помощи? Сочувствую, если это было зимой. Обогрев в таких машинах предусмотрен только для салона, где находится водитель и врач. В реанимационной части старых машин температура лишь на несколько градусов выше уличной.

В арсенале частных «неотложек» – относительно новые  машины. Большинство из них – иномарки-реанимобили, оснащенные современным оборудованием (обычно тоже импортным), которое позволяет  грамотно погрузить и выгрузить  больного, провести всю необходимую диагностику и некоторое лечение еще до госпитализации – на дому или в дороге. Все машины коммерческой "скорой" оборудованы амортизирующими носилками и вакуумными матрасами, что снижает вибрацию во время транспортировки больного – а это жизненно важно при перевозке тяжелых больных. Также в " платных" реанимобилях установлены кондиционер и обогреватель.

Таким образом, в сфере комфорта и безопасности платные службы однозначно лидируют. За что, в общем, им и платят.

Сколько стоит?

Государственная служба – эконом-вариант. Правда, врачи «скорой» нечасто уходят с пустыми руками – кто 100 рублей, а кто и 1000 подкинет, так сказать «на чай», в зависимости  достатка семьи и сложности случая.
Коммерческие службы:
- от 2500 до 5000 рублей за вызов и обслуживание;
- около 1500 за вызов плюс 200–300 рублей за каждые 10 минут обслуживания;
- некоторые компании практикуют почасовую оплату, считая от момента вызова.

Где ты, белая карета?
Кто приедет к больному быстрее - сказать трудно. С одной стороны – коммерческие службы не делают, так называемую, «сортировку вызовов», с помощью которой на станциях госслужбы решаются вопросы «ехать или не ехать» и «если ехать, то кому и когда». К примеру, на экстренный вызов при состояниях, прямо угрожающих жизни, городская «неотложка» должна  примчаться  в течение 20 минут и в первую очередь. При жалобах на высокую температуру, головную боль – в течение часа, то есть, во вторую очередь. Иногда на каждой машине «висит» по несколько вызовов. Всего же в московскую неотложку поступает от 7 до 10 тыс. вызовов в сутки, что превышает реальные возможности государственных бригад. Поэтому в вызове вам могут и отказать и вместо этого посоветовать «завтра с утречка вызвать участкового врача  из районной поликлиники». Но это, конечно, касается больных с легкими заболеваниями, жаждущих внимания экстренной медицинской службы. Не удивляйтесь, бывают и такие.

А вот коммерческие скоропомощные службы готовы приехать хоть к больному с насморком, не говоря уже о более тяжелых состояниях. То есть они выезжают на любой вызов сразу после поступления сигнала. «Клиентов» у них в энные разы меньше, чем у государственных служб,  соответственно каждый вызов коммерчески выгоден.

С другой стороны, у городской службы «03» больше подстанций. Поэтому вероятность того, что бесплатная «скорая» окажется ближе и домчится скорее, несколько выше, особенно в часы пик.

С третьей стороны, «государственная» бригада может оказаться менее дисциплинированной и медлительной – особенно если случай не экстренный. Словом, фактор скорости надо изучать в каждой конкретной ситуации, зная адреса бесплатных и платных подстанций и рассчитывая на большую расторопность последних.

С чем пожаловали?
В плане оснащения скоропомощных машин за коммерческими службами – снова безусловное преимущество. Они закупают дорогостоящее импортное оборудование, не скупятся на дополнительные, не входящие в обязательный список лекарства.

Кардиомонитор, дефибриллятор, системы жизнеобеспечения пациента, мониторы, инфузоматоры, аппарат ИВЛ, вакуумный матрас, средства иммобилизации и переноски - вот обычный арсенал машины платной «скорой помощи». К сожалению, похвастаться подобным оборудованием может, мягко говоря, далеко не каждая городская «неотложка». Все это делает возможным перевозку тяжелых больных даже в критическом состоянии (например, пациентов, которым в дороге требуется искусственная вентиляция легких).

Теперь о персонале. Распространенные слухи о том, что квалификация врачей коммерческих «неотложек» намного выше квалификации их «государственных» коллег – несколько преувеличены. На платных скоропомощных машинах чаще всего работают те, кто еще недавно ездил на бесплатных. Просто перешел на более выгодную работу. Зато персоналу частной медслужбы не откажешь в предупредительности, вежливости и повышенному вниманию к пациенту. Они даже разуются, заходя в вашу квартиру! 

Помимо неотложной медицинской помощи, коммерческие службы предоставляют некоторые другие услуги, которые не входят в обязанности городских «неотложек». Это могут быть анализы, консультации, ЭКГ, УЗИ, некоторые медицинские манипуляции, вакцинация – все на дому.

Коммерческая «скорая помощь» также занимается обычной транспортировкой больных – например, в другой город (или даже в другую страну). Соответственно, и вывезти оттуда могут, при необходимости. Например,  москвич попал в автомобильную аварию где-нибудь под Саратовом. И естественно, прибывшая на место происшествия «скорая помощь» доставит его в ближайшую областную больницу. Придя в себя и поняв, где он, собственно, находится, бедолага запросится в больницу родного города. Там все-таки и уровень медобслуживания повыше, и возможностей побольше, и, если верить поговорке, стены помогать должны. В таких случаях платная «скорая» – оптимальный вариант.

Основной недостаток  коммерческих служб  – они могут обеспечить госпитализацию только в те больницы, с которыми у них заключены договора. А таких больниц у коммерческих медслужб не очень много

Источник: Медпортал






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться