11.10.2012 7526

Скорой нужна помощь

Скорой нужна помощь
В марте 2012 года стало известно, что после нападения владивостокского маньяка окровавленная жертва больше часа прождала приезда бригады скорой помощи. Разобравшись в ситуации, администрация Владивостока приняла решение: помощь прибыла к пострадавшей не вовремя из-за острой нехватки специализированных автомобилей скорой помощи.




Так, из необходимых по нормативам 62 машин на станции осталось меньше половины — на помощь к горожанам могут выехать всего 25 бригад. Оказалось, что главный врач станции СМП Владивостока Елена Гавро в 2011 году списала 23 машины, взамен которых городские власти смогли закупить только один автомобиль.

По результатам внутреннего расследования Елену Гавро уволили. Чиновники решили, что главврач неправомерно списала пришедший в негодность транспорт - она должна была поддерживать автопарк в рабочем состоянии до тех пор, пока не будут выделены деньги на закупку новых авто. Главврач не согласилась с решением регионального департамента здравоохранения, подала исковое заявление о восстановлении в должности и выиграла суд.

Спустя некоторое время ситуация повторилась. Мужчина, у которого случился сердечный приступ, пролежал на дороге в ожидании экстренной помощи более двух часов. К делу подключилась прокуратура, руководителя станции "скорой" снова обвинили в нехватке автомобилей и уволили. Интересно, что только после déjà vu краевая администрация решила докупить 15 автомобилей, 10 из которых получит как раз владивостокская СМП.

В интервью "Первому каналу" Елена Гавро объяснила, почему ей пришлось списать такое количество машин. "По нацпроекту автомобили закупались в 2005-2006 годах. В связи с истекшим сроком эксплуатации более пяти лет и неудовлетворительным техническим состоянием автомобили списаны. Невозможно обслуживать пациентов на таких автомобилях, потому что возникает угроза жизни", - подчеркнула Гавро.

"Нацпроектовские" машины

По мнению председателя первичной профсоюзной организации ССиНМП им. Пучкова РОО "Фельдшер.ру" Дмитрия Белякова, Елена Гавро поступила правильно. "Неважно, что эти машины поступили по нацпроекту. В нехватке медавтотранспорта прежде всего виновато руководство города, которое вовремя не закупило новые машины взамен изношенных и не обеспечило ими станцию скорой помощи. Нельзя ездить на автомобилях, которые ездить уже не могут. В любой момент машина может развалиться, по технической причине попасть в аварию, и тогда погибнут люди", - прокомментировал эту ситуацию Беляков.

Кроме того, по его словам, "нацпроектовские машины — некачественные и непригодны для использования в СМП", что обусловлено двумя причинами. Во-первых, салоны закупленных в рамках проекта "газелей" и "мерседесов" изначально не проектировались под крепление определенного оборудования, поэтому "переделывались под машины скорой кустарно". Во-вторых, по сведениям Дмитрия Белякова, на московскую станцию скорой помощи поступили не новые, а бывшие в употреблении "мерседесы".

Противоположного мнения по этому вопросу придерживается главный специалист по скорой помощи Министерства здравоохранения Сергей Багненко. "Списание этих машин — прерогатива не главного врача, а органов управления. Я думаю, что эта ситуация требует отдельной оценки. Есть много автомобилей, которые можно было бы списать, но можно и поддерживать их работоспособность. Если мы списываем, мы подталкиваем органы управления к закупке новых автомобилей, но при этом рискуем сорвать реализацию программы госгарантий", - считает Багненко.

Информацию о приобретении бывших в употреблении авто для нужд скорой помощи эксперт Минздрава опроверг: "Это исключено. Закупаются только новые автомобили".

Проблемы владивостокской скорой, к сожалению, не исчерпываются только нехваткой транспорта. Гораздо сложнее решить вопрос с текучкой кадров и отсутствием медиков — врачей и фельдшеров — на станции. Ведь работа тяжелая, а оплата труда оставляет желать лучшего. Так, по словам представителя администрации СМП Владивостока, которого цитирует PrimaMedia, молодой фельдшер получает жалованье в размере 12 тысяч рублей, водитель — 9 тысяч рублей. И это при отсутствии различных социальных льгот.

Эффективный менеджмент

Ситуация с заработной платой сотрудников СМП и, соответственно, укомплектованностью бригад, в других регионах нашей страны ненамного лучше. Согласно результатам опроса, проведенного МедНовостями среди участников форума неформального сайта скорой помощи Feldsher.ru, зарплаты медиков СМП в среднем от 10 до 18 тысяч рублей, в отдельных регионах эта цифра достигает 30-35 тысяч рублей. Самые высокий заработок отмечается в столице, где жалованье врача "скорой" со всеми надбавками может достигать 50-60 тысяч рублей в месяц.

Из-за низких зарплат возник кадровый кризис и в нижегородской "скорой", отчаявшиеся сотрудники которой написали открытое письмо губернатору Валерию Шанцеву. В документе говорилось, что средняя зарплата врачей с учетом федеральных доплат по нацпроекту "Здоровье", ночных и стимулирующих надбавок составила 14 195 рублей. Именно поэтому в 2011 году с нижегородской станции уволилось 20 врачей, взамен которых пришли только шестеро. В 2012 году службу покинули еще 17 врачей и 40 фельдшеров. Однако, по версии администрации, ни одной вакансии в экстренной службе нет, все ставки заняты.

Оставшиеся медики стали отказываться от дополнительных дежурств, оплата за которые даже ниже, чем за основные — на них не распространяются дополнительные выплаты по национальному проекту. Причиной бедственного положения нижегородской скорой стало ее тотальное недофинансирование. По сведениям профсоюза работников экстренной службы, в 2012 году станции только на лекарственное обеспечение требуется 67 миллионов рублей, а выделено на эти цели было всего 23 миллиона рублей. Средств на покупку, ремонт и проверку оборудования нет, поэтому на складе отсутствует запас электрокардиографов и дефибрилляторов.

Системной проблемы в нижегородской экстренной медицине нет, считает Сергей Багненко. "Валерий Шанцев, на мой взгляд, один из самых эффективных губернаторов", - подчеркнул он.

При этом, по данным проведенной на нижегородской "скорой" проверки, финансирование службы в 2012 году выросло на 23,6 миллиона рублей. Эти деньги в основном пошли на выплату зарплат и закупку медикаментов. "Нужно отметить, что врачебный штат на станции скорой помощи завышен. Весь фонд оплаты труда выбирается. Мы сравнили зарплату всех категорий работников станции с аналогичными должностями по области. По всем должностям имеется превышение заработной платы от 7 до 70 процентов", - считает министр здравоохранения Нижегородской области Александр Карцевский, которого цитирует издание "Селяне".

Медики ему возражают. По их мнению, если пройдут сокращения врачебных ставок, то на "скорой" останутся одни фельдшеры, в результате чего значительно возрастет нагрузка на больницы.

Ответственность чиновников и пациентов

Между тем, подобные системные проблемы, такие как текучка кадров из-за низкой зарплаты и плохих условий работы, разваливающийся и плохо отапливаемый санитарный транспорт, присутствуют во всех регионах. Медики считают, что реорганизация системы скорой медицинской помощи назрела давно, однако не ждут ничего хорошего от разработанной Минздравом концепции развития СМП, тем более в свете перехода службы на финансирование из средств ОМС с 1 января 2013 года.

Дмитрий Беляков считает, что начинать реформу российской службы экстренной помощи надо с уменьшения нагрузки на врачей и введения норм ответственности для пациентов. "80 процентов вызовов у нас сейчас непрофильные. Следует объяснить людям, что вызывать скорую помощь нужно только в крайнем случае, а во всех остальных — обращаться в поликлинику или приглашать на дом участкового врача", - объяснил он.ОО "Фельдшер.ру".

По словам председателя профсоюза, это можно осуществить, не внося изменений в нынешнее законодательство. Можно использовать 10-ю статью гражданского кодекса РФ, в первом пункте которой прописана недопустимость злоупотребления гражданскими и иными правами. "Необходимо научиться применять её и в медицине. И если бригада приехала на вызов, а состояние больного не критическое, или больной вызывает "скорую" по нескольку раз в день без надобности, то он, пациент, должен нести ответственность за злоупотребление правом бесплатного медицинского обслуживания", - отмечает Беляков.

Также необходимо, чтобы у всех пациентов был полис обязательного медицинского страхования, в том числе у иностранных граждан.

От случаев, когда пациенты или их родственники набрасываются на сотрудников СМП и наносят им физические повреждения, медработников надо защитить при помощи законодательства. Оно должно гарантировать, что в случае причинения вреда здоровью медика хулиган получит "внушительный срок, например, как за нападение на полицейского — от пяти до семи лет".

Однако врачей следует оградить не только от хулиганских действий больных, но и от их наветов. "Для обвинения в сексуальных домогательствах, например, сейчас нужно только заявление от "потерпевшей". А тщательный осмотр ребёнка может расцениваться недалёкими (или подлыми) людьми как проявление педофильских наклонностей. Тогда доктору останется только выбрать свою долю: признаться, что тщательно осмотрел больного, и стать педофилом, или признаться, что осмотрел ребёнка поверхностно, и стать врачом-убийцей", - рассказал председатель профсоюза.

И самое главное, что должно быть предусмотрено реформой, по словам Дмитрия Белякова, - это значительное уменьшение количества "чиновников от медицины". Тогда высвободятся средства, так необходимые для оказания качественной медицинской помощи населению.

Наталья Журавлёва
Источник: Медпортал.ру





Dr.asist.Raimonds
Я вообще то, придерживался идей господина Багненко. Так как видел в них не только крупицу, но и так сказать - фундамент здравой мысли. Но вот с этим :" Сергей Багненко. "Списание этих машин — прерогатива не главного врача, а органов управления. Я думаю, что эта ситуация требует отдельной оценки. Есть много автомобилей, которые можно было бы списать, но можно и поддерживать их работоспособность..." Я как работающий парамедик-водитель повышенного уровня (не Российского), не могу согласиться. Это демагогия! Машины должны списываться вовремя. Более того, что бы не внушали и не рекламировали Российскому потребителю, автомобили Газель не только не подходят для эксплуатации в структурах экстренной медицины, но они строго (строжайше) не рекомендованы для принятия в эти службы. Конечно это только мое мнение, но оно более чем обоснованно!!!

Сергей, Ты прав во многих вещах, во многих - но не лезь туда, где твой опыт заканчивается! В общем, послушай умных, сочуствующих тебе людей - ЗАТКНИСЬ! Димка реально ошибся заказав Газельки, забудьте и перешагните это. Елена Гавро - права.  
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/1Нет
and-rew
Цитата
Dr.asist.Raimonds   ...Но вот с этим :" Сергей Багненко. "Списание этих машин — прерогатива не главного врача, а органов управления. Я думаю, что эта ситуация требует отдельной оценки. Есть много автомобилей, которые можно было бы списать, но можно и поддерживать их работоспособность..." Я как работающий парамедик-водитель повышенного уровня (не Российского), не могу согласиться. Это демагогия!
Вы не зрите в корень. В этой демагогии проскользнула крупица реальности. -
Цитата
...мы подталкиваем органы управления к закупке новых автомобилей, но при этом рискуем сорвать реализацию программы госгарантий...
Неужели не понятно, что выдуманные ими же программы, им ГОРАЗДО важнее здоровья и жизни населения. Это же чисто чиновничий взгляд на жизнь. Они о-о-о-о-о-очень далеки от реалий. Потому все потуги выглядят пуком в лужу.
ИмяЦитироватьЭто нравится:1Да/0Нет
Bumerang
and-rew,абсолютно и полностью согласен!Этим жирным мордам вообще глубоко по@@ на обычных граждан.Живут в своём мирке,а как поднимается шумиха,пытаются любыми правдами и неправдами оправдываться.
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
Илья Хайитов
обычное искание козлов отпущения, только не в среде чиновников высокого уровня
ИмяЦитироватьЭто нравится:3Да/0Нет
Woland
С автомобилями скорой помощи странное дело в стране творится... проталкивают то, что ездить не должно и нормально не ездит, а работает по принципу "День - в работе, два - в ремонте." Неужели никто в стране не может пересмотреть эту концепцию спецтранспорта, неплохая ведь модульная система комплектации автомобиля скорой...
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
DIMKA
На 200 % согласен с Дмитрием Беляковым!!!!! "Скорая" стала выездной круглосуточной поликлиникой! Отсюда и износ машин и "износ" врачей и фельдшеров "03" !!!!
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
LevinaE
Я работаю в сельской скорой, представьте себе, на "Газели"... Очень хочется, чтобы хоть один из внедрителей (вредителей) "Газели" хотя бы месяц поработал на этих разваливающихся на ходу машинах в сельской местности... У нас никогда не научатся думать о людях, им бы не "сорвать реализацию программы госгарантий...".
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
Den-darK
нацпроэктовские газели за пол года как пришли из ремонтов н вылазят,да и аппаратура там хрень,так для отмазки,тож не работает половина...то одно то другое...эх,чёж форд не выиграл тендор то))))
ИмяЦитироватьЭто нравится:1Да/0Нет
BIT-14
Эх как хочется, что бы кто-нибудь из чинуш оказался в глубокой сельской местности без документов и знакомых и ему понадобилась СМП!!! А лучше, что бы чин повыше был!!! Вот тогда бы... наверное... 8)
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет
senya69
Газели-это что то.У нас пять лет назад были в основном УАЗы.Често уже затрахались ремонтировать эти Газели.
ИмяЦитироватьЭто нравится:0Да/0Нет

Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться