Ботулизм

30.03.2011 17583
Ботулизм
Как заболевание ботулизм известен очень давно и мало кто не слышал о нём. Однако, как показывают наблюдения, многие из наших коллег забывают об этой патологии возле постели пациента, оставляя неясных больных дома с диагнозами «гастрит», «обострение хронического колита» или госпитализируя их с неврологическими диагнозами в экстренную неврологию.




Статья "Ботулизм в практике врача 03" от врача- реаниматолога Dr. SNAUT

 

Как заболевание ботулизм известен очень давно и мало кто не слышал о нём. Однако, как показывают наблюдения, многие из наших коллег забывают  об этой патологии возле постели пациента, оставляя неясных больных дома с диагнозами «гастрит», «обострение хронического колита» или госпитализируя их с неврологическими диагнозами в экстренную неврологию.

Для начала сделаем небольшой экскурс в историю вопроса. Само понятие «ботулизм» переводится как «колбасный яд» — первые описанные случаи связанны с употреблением в пищу колбас ещё в XIX веке. Кстати, данный факт стал вновь актуален в наше время и в нашем месте, когда в России расплодилось огромное количество разного рода частных цехов по производству той же колбасы, а соблюдение санитарно-гигиенических стандартов в этих фирмах типа «а ля рога и копыта» — явление крайне редкое.

Возбудитель ботулизма  — строгий анаэроб, палочка Cl. botulilni,  существующая в виде спор и вегетативных форм. Всего насчитывается 7 серотипов данного возбудителя — A, B, C, D, E, F, G. За счёт того что, вегетативные формы присутствуют как сапрофитная флора в кишечнике теплокровных животных, споры ботулизма широко распространены в окружающей среде, особенно в почве. Вопреки бытующему мнению, споры ботулизма не погибают при кипячении в течении более 5 часов и для их уничтожения необходимо автоклавирование. Споры прорастают в вегетативную форму при возникновении благоприятных условий. Такие благоприятные условия создаются при домашнем консервировании огурцов, помидоров, баклажанов, грибов, а также кустарном изготовлении вяленой и копчёной рыбы, мяса, колбасы, тушёнки. Прорастанию спор препятствует наличие доступа воздуха, кислая среда. Высокое содержание хлорида натрия или глюкозы не является сдерживающим фактором роста. Палочка ботулизма в вегетативной форме выделяет сильный экзотоксин, который относится к ряду самых ядовитых соединений белкового строения. Токсин ботулизма термолабилен и кипячение в течении 30 минут полностью разрушает его — именно поэтому с целью профилактики ботулизма консервированные в домашних условиях овощи и фрукты рекомендуется прямо в банке, предварительно сняв с неё крышку, ставить в кастрюлю с кипящей водой на 40 минут. Ботулотоксин не разрушается соляной кислотой и ферментами и всасывается через слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта в неизменённом виде и гематогенно разносится по организму. Токсин палочки ботулизма избирательно поражает холинергические отделы нервной системы. Прекращение выделение ацетилхолина в нервных синапсах вызывает паралич мышц. Поражение мышц гортани, глотки, дыхательной мускулатуры приводят к нарушению глотания и дыхания; кроме этого подавляется слюноотделение, секреторная и моторная функция желудочно-кишечного тракта. Нарушение дыхательной функции  представляет непосредственную угрозу для жизни пациента.

Клинические проявления ботулизма могут быть стёрты. Чётко прослеживается прямая связь между количеством попавшего в организм ботулотоксина, длительностью инкубационного периода и клиникой. Инкубационный период при ботулизме составляет от нескольких часов до 5 суток, но чаще он приблизительно равен суткам. Начальная стадия протекает по типу гастроинтестинального синдрома — тошнота, рвота, одно-двухкратный понос наводят врача на мысль о кишечной инфекции или функциональном расстройстве пищеварения. В этой стадии, когда неврологическая симптоматика ещё отсутствует, заподозрить развитие ботулизма можно только на данных анамнеза — употребление больным в течение последних 5 суток в пищу консервов и других возможных источников ботулотоксина. При прогрессировании заболевания в дальнейшем присоединяются уже неврологические симптомы. Типичные жалобы пациентов — слабость, сухость во рту, нарушения зрения (нечёткость видения вблизи, невозможность читать текст, «сетка перед глазами», диплопия). Следует обратить внимание, что такой классический симптом ботулизма как диплопия, описанный во всех врачебных руководствах, отсутствует у пациентов с нарушением бинокулярного зрения — например, при различного рода миопиях при большой разнице в остроте зрения между глазами, амблиопии, врождённом косоглазии. При объективном осмотре определяется вялая реакция зрачков на свет, часто наблюдается анизокория, зрачки несколько расширены. При определении подвижности глазных яблок удаётся выявить парез какой-либо из глазодвигательных мышц. Часто возникает различной степени птоз (одно или двухсторонний), определяется нистагм. Речь больных нередко с гнусавым оттенком. При попытке пить вода выливается через нос, они попёрхиваются. Возможны параличи мышц шеи, жевательной мускулатуры, лица, верхних конечностей.

Дифференциальная диагностика ботулизма проводится со следующими заболеваниями:
1). Острый гастроэнтерит, гастроэнтероколит.
В начальной, гастроинтестинальной, фазе ботулизм очень напоминает различные острые кишечные инфекции. Однако обычные кишечные инфекции протекают, как правило, с подъёмом температуры до субфебрильных цифр (37,1-37,5`C). При ботулизме температура всегда остаётся нормальной (если не присоединяется вторичная инфекция) или даже снижается до субнормальных цифр. Кроме этого, грамотно собранный анамнез с целенаправленным расспросом больного или его родственников позволяет предположить или отвергнуть возможность заболевания ботулизмом.
2). Острое нарушение мозгового кровообращения.
Парез мышц шеи, маскообразное лицо или асимметрия лица (паралич мимической мускулатуры), смазанная, невнятная речь (симптом «каши во рту»), парез верхних конечностей — такая симптоматика трактуется нередко врачом как острая мозговая патология. В пользу ботулизма говорят те факты, что больной находится в полном сознании и в поражённых участках тела сохраняется чувствительность.
3). Бешенство.
Нарушение глотания, невозможность пить может ошибочно трактоваться как развитие клинической картины бешенства, особенно в районах, где это заболевание встречается довольно часто. Однако при бешенстве никогда не бывает сухости слизистой рта — при развитии гидрофобии наоборот возникает гиперсаливация.
4). Отравление метанолом или гидролизными спиртами.
Острая интоксикация метанолом при которой также наблюдаются офтальмоплегия, нарушения зрения, тошнота напоминают клинику развития ботулизма. При интоксикации метанолом возникают потливость, тахикардия, нарушения статики, нарушения сознания различной степени, тонические судороги.
5). Отравление ядовитыми грибами.
Употребление в пищу консервированных грибов домашнего изготовления пациентом также ставит перед врачом «скорой» вопрос о дифференциальной диагностики. При отравлении ядовитыми грибами: а) бледной поганкой — многократная рвота и понос, нередко с примесью крови (особенно у детей), нарастание признаков обезвоживания организма, приступы кишечной колики, наблюдается тенденция АД к снижению вплоть до коллапса, рано увеличивается печень, появляется иктеричность склер и слизистых, нарастают признаки острой почечно-печеночной недостаточности; б) мухомором — симптоматика напоминает отравление бледной поганкой, к которым добавляются одышка, бронхорея, галлюцинации; в) строчки, сморчки и другие условно-съедобные грибы — повторная рвота, схваткообразные боли в животе, выделение красного цвета мочи в связи с гемоглобинурией.
6). Отравление атропином и атропиноподобными веществами.
Клиника острой интоксикации атропином и атропиноподобными веществами может напоминать развитие ботулизма. Обращает внимание тот факт, что при ботулизме не бывает сухости кожи, а также не возниают нарушения психики, которые характерны для острой атропиновой интоксикации, не возникают эпилептиформные судороги, зрительные галлюцинации.
У детей грудного возраста ботулизм протекает без каких-либо особенностей. Обращает на себя внимание общая мышечная гипотония, маскообразность лица (амимия), попёрхивание ребенка при кормлении, когда молоко выливается через нос, беззвучный плач ребёнка.

Не следует также забывать о том, что ботулизм — заболевание не только с алиментарной этиологией. Как и другой анаэроб из класса клостридий, палочка ботулизма может перейти в вегетативную форму при наличии соответствующих условий для роста в ране (отсутствие аэрации, наличие некротических тканей). Клиника раневого ботулизма не отличается какими-либо особенностями.
Тактика при постановки диагноза «ботулизм».

При подозрение на ботулизм или при наличии соответствующих симптомов линейный врач или фельдшер вызывает на себя бригаду интенсивной терапии. Транспортировка больного с ботулизмом даже в удовлетворительном состоянии в инфекционный стационар силами самих «линейщиков» — грубая ошибка. Дело в том, что паралич дыхательной мускулатуры у данных пациентов возникает нередко без каких-либо предвестников (учащение дыхания, включение вспомогательной мускулатуры), поэтому все манипуляции с пациентом, в том числе и перевозку, осуществляют только при возможности быстрой интубации больного и перехода на постоянную ИВЛ. Другое дело, когда «схватить и довезти» быстрее, чем ждать час, пока освободится кто-то из БИТов — тут всё надо решать по ситуации, но существующее положение таково, что если один и тот же пациент умирает дома, то это рассматривается как «несовместимые с жизнью изменения гомеостаза» и вы тут не причём, а если у вас в машине, то трактуется совсем по-другому, особенно если поступает жалоба от родственников или запрос из прокуратуры, вроде как «недооценка тяжести состояния» или, того хуже, «халатное отношение».

Первую помощь начинают с промывания желудка, желательно зондовое. Нарастание бульбарных расстройств, ЧДД выше 35 является показанием перевода больного на ИВЛ. Интубацию трахеи производим под кетамином. Вводят кетамин внутривенно (струйно одномоментно или фракционно и капельно) или внутримышечно. Взрослым внутривенно вводят из расчета 2-3 мг, внутримышечно — 4-8 мг на 1 кг массы тела. Для поддержания наркоза инъекции кетамина повторяют (по 0,5-1 мг/кг внутривенно или 3 мг/кг внутримышечно).

 У детей кетамин применяют внутримышечно вводят однократно из расчета 4 - 5 мг /кг в виде 5 % раствора (после соответствуюшей премедикации). Внутримышечно вводят новорожденным и детям грудного возраста из расчета 8 - 12 мг/кг, детям в возрасте от 1 года до 6 лет — 6-10 мг/кг, от 7 до 14 лет 4-8 мг/кг. Внутривенно вводят из расчета 2 -3 мг/кг. Поддержание анестезии осуществляют повторными инъекциями по 3-5 мг/кг внутримышечно или 1 мг/кг внутривенно струйно. Поддерживать наркоз можно путем капельного внутривенного введения 0, 1 % раствора кетамина (30 - 60 капель в минуту).
 Кетамин можно применять в сочетании с нейролептиками (дроперидол и др.) и анальгетиками (фентанил, промедол, депидолор и др.) В этих случаях дозу кетамина уменьшают.

При применении кетамина необходимо учитывать особенности его общего действия на организм. Препарат обычно вызывает повышение АД (на 20-30 %) и учащение сердечных сокращений с увеличением минутного объема сердца; периферическое сосудистое сопротивление понижается. Стимуляция сердечной деятельности может быть уменьшена применением диазепама (сибазона). Обычно кетамин не угнетает дыхания, не вызывает ларинго - и бронхиолоспазма, не угнетает рефлексов с верхних дыхательных путей: тошноты и рвоты, как правило, не возникает. При быстром внутривенном введении возможно угнетение дыхания.

Для связывания циркулирующего в организме токсина используют препарат реамберин — в/в капельно до 800 мл взрослому. В условиях стационара больному делают сифонную клизму и вводят поливалентную противоботулиническую сыворотку, назначают антибиотики для профилактики вторичной инфекции дыхательных путей.

Больные с ботулизмом госпитализируются в инфекционный стационар, в зависимости от тяжести — в приёмное отделение или прямо в блок интенсивной терапии.

Dr. SNAUT,   врач-реаниматолог БИТ





Комментировать