29.03.2012 17664

Особенности личности пациента

Особенности личности пациента
Как и с каким пациентом общаться. Особенности общения с разными типами пациентов.




Наиболее «удобен» для контакта пациент с гармоничным типом личности, здравомыслящий, зрелый, волевой человек, адекватно оценивающий свое состоянии, готовый приложить усилия к сохранению собственного здоровья и располагающий условиями для этого. Такой вариант встречается достаточно редко.

Чаще среди больных наблюдаются лица с тревожными или ипохондрическими чертами, нередко слабовольные, преувеличивающие тяжесть своей болезни, пассивно покоряющиеся ей и не верящие в саму возможность выздоровления, имеющие депрессивные проявления.

Другой вариант активные, демонстративное люди, признающие правильной преимущественно свою позицию, успешные в социальном плане. Они работают «на износ», не умеют отдыхать и нередко отмахиваются от болезни, как от досадной помехи. При неудачах в работе, бизнесе могут совершенно измениться, объясняя свои проблемы болезнью, и становятся нашими постоянными пациентами,

Еще один вариант — эмоцианально ригидные личности. Они долго «переваривают» информацию, недоверчивы, обидчивы, злопамятны. Предпочитают опытных врачей, проверяют всё, что назначено медицинскими работниками, склонны консультировался у разных специалистов. При работе с ними требуется особый такт, вежливость и корректность.

Особый тип — эмоционально возбудимые, импульсивные люди, не умеющие владеть своими чувствами. Разум у них не успевает за эмоциями. В состоянии эмоционального возбуждения, которое легко возникает по различны причинам они становятся плохо управляемыми, склонными к ассоциальному поведению и жестокости. Особенно ярко проявляют себя в алкогольном опьянение. Работа с такими пациентами не только трудна, но может быть и опасна в ситуации, когда они недовольны действиями врача.

Нередко в одном человеке сочетаются различные черты, нивелирующие или усиливающие друг друга. С возрастом, а иногда в связи с заболеванием, происходит изменение личностных характеристик. Повышенная социальная активность, стремление к быстрому достижению материальных благ, склонность к соперничеству (так называемый поведенческий тип «A») может трансформироваться в противоположность. что проявляется в боязни навредить себе, отказе от активной жизненной позиции, организации строго размеренного образа жизни (поведенческий тип «B»).

В настоящее время психосоматический подход считается обоснованным при любой патологии. Тем не мене, степень влияния личностных и социальных факторов на развитие и прогрессирование тех или иных заболеваний различна и индивидуальна.

При выраженных психологических особенностях, затрудняющих лечение соматической патологии, целесообразно проводить психологическую и психотерапевтическую коррекцию, в том числе силами специалистов.

С личностными особенностями связано отношение пациентов к своей болезни.

В соответствии с классификацией А.Е. Личко и Н.Я. Иванова выделяются 12 типов отношения к болезни, диагностируемых с помощью специального опросника. Они характеризуют внутреннюю картину болезни, как ее понимает сам пациент.

1. Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличевать тяжесть, и без оснований видеть все и мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во вссм активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидности — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

2. Эргопатический. «Уход от болезни в работу ». Несмотря на тяжесть болезни и страдания, стремление продолжать работу. Характерно сверхответственное, одержимое, стеническое отношение к работе, в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и к лечению, обусловленное желанием во чтo бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.

3. Анозогностический. Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидных фактов. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание обойтись «своими средствами». При эйфорическом варианте этого типа необоснованно повышенное настроение Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание продолжать получать от жизни все, несмотря на болезнь. Нарушения режима, пагубно сказывающиеся па лечении болезни.

4.Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрического типа, в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому — предпочтение слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение тревожное, угнетенность вследствие этой тревоги. При обсессивно-фобичсском варианте этого типа тревожная мнительность, прежде всего, касается опасений не реальных, а мало вероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но мало обоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим На их основе преувеличение действия дельных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

6. Неврастеничесский. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения. Оно нередко изливается на первого попавшегося. Повышена чувствительность к боли. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения и последующем раскаяние за беспокойство и несдержанность, слезы.

7. Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

8. Апатический. Полной безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждений со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.

9. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих новость о его болезни. Опасение что окружающие станут больного избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни о причине и природе заболевания. Боязнь стать обузой для близких людей из-за проблем со здоровьем и недоброжелательного отношения с их стороны.

10. Эгоцентрический. «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном, разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как «конкуренты», отношение к ним неприязненное Постоянное желание показать другим свое особое положение свою исключительность в отношении болезни.

11. Паранойялгьный. Уверенность, что болезнь результат чего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные, действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

12. Дифорический. Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянно угрюмый вид. Зависть и ненависть по отношению к здоровым. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким — требования во всем угождать.

С учетом характерологических особенностей, социального статуса, адекватности оценки своего состояния больным выбирается стиль общения. Различают четыре модели общении врача и больного (Дудников Л.Г., 1989)

1. Информационная модель. Общение бесстрастного врача с полностью автономным пациентом, который получает необходимые сведения о заболевании и лечении. Такой стиль по,входит при ано зогнозическом и эргопатическом типах отношения к болезни. Кроме этого, информационная модель с различными нюансами целесообразно при ипохондрическом, неврастеническом, и эгоцентрическом и дисфорическом вариантах. В основе модели – рациональный, даже официальный подход. Важно избежать неверных шагов — уговоров, назначения бесполезных консультаций под давлением пациента. Даже при большом старании врача его авторитет не повышается. Надеяться на благодарность этих больных не приходится. Остаёмся доброжелательными, принимаем пациента таким какой он есть.

2. Интерпретационная модель. Врач убеждает, разъясняет, старается склонить к нужному поведению. Такое общение может быть целесообразно с больными, имеющими меланхолический, апатический типы, при работе с малообразованными людьми.

3. Совещательная модель. Наиболее эффективный способ общения, основан на доверии и взаимном согласии при активном участии больного. Подходит для работы при гармоничном типе отношения к болезни.

4. Патерналистская модель. В недалеком прошлом такой стиль был широко распространен. Врач по отношенияю к больному играет роль опекуна, руководителя или заботливой матери. Такую модель общения можно использовать (лучше временно) при тревожном, сенситивном типах отношения к болезни, при работе с беспомощными людьми, а также в ургентных ситуациях.

Следует стремиться к достижению большей адаптации больного к условиям жизни с болезнью, к адекватному пониманию своего состояния и сознательному и активному выполнению рекомендаций по лечению и профилактике. Равнодушие к проблемам больного, неумение или нежелание устанавливать отношения взаимопонимания и доверия могут свести на нет эффект даже от верно подобранной терапии из-за отсутствия приверженности больного к лечению.

Избежать ошибок в общении с пациентами могут помочь следующие психотерапевтичесские рекомендации:

  • не стремитесь добиться немедленного эффекта от своей работы (конечно, это не относится к лечению острых и ургентных состояний)
  • избегайте заочных консультаций
  • не навязывайте своих убеждений,
  • критично относитесь к собственному опыту — не переоценивайте его, нe обещайте того, в чём вы не уверены
  • стремитесь объединить семью
  • не позволяйте искать виновного в проблемах и болезни — это отвлекает от реальных шагов к выздоровлению
  • не давайте больному переложить на вас часть, eгo работы, «истинное исцеление» возможно только при активном участии больного
  • пользуйтесь в необходимых случаях консультацией коллег
  • храните врачебную тайну.

Приверженность к лечению, кроме личностных особенностей больного и эффективности общения с врачом, зависит от многих факторов. В их числе образование, культурной уровень, социальный статус, пол больного, его возраст. Выполнение рекомендаций прямо связано с количеством назначенных препаратов ( чем больше, тем реже они принимаются), частотой приёма в течение суток, стоимостью лекарств. Не менее важным для пациентов является доступность консультаций врача и диагностических обследований, включая затраты времени.

Многие вопросы могут быть решены при индивидуальном обучении больного. Оно дает возможность конфиденциального обсуждения проблем с учётом особенностей пациента.

Источник: Амбулаторная терапия. Составители: Т. С. Полятыкина, В.Г. Геллер. Рецензент: О.А. Назарова






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться