N 19 Отраслевая программа 03

Протокол рассмотрения проекта отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь" 24 декабря 2002 г.




                 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

24 декабря 2002 г.

N 19

Заслушав и   обсудив   доклад  о  проекте  отраслевой  целевой
программы "Скорая медицинская помощь"  коллегия  отмечает,  что  в
период  социально  -  экономического  кризиса  90-х  годов уровень
смертности в Российской Федерации превысил аналогичные  показатели
развитых  стран  на 30-50%.  Изменилась структура заболеваемости и
смертности,  увеличилась доля пациентов,  нуждающихся  в  оказании
скорой медицинской помощи.
Вместе с тем,  законодательная и  нормативная  правовая  база,
регламентирующая  вопросы  организации  скорой  медицинской помощи
сложилась  в  период  70-80-х  годов  и  не  отражает  современных
особенностей  оказания  скорой  медицинской  помощи населению.  Не
определены состав и принципы ее государственного регулирования,  а
также взаимодействия с другими службами экстренного реагирования.
В Российской Федерации функционирует система  оказания  скорой
медицинской  помощи,  инфраструктура  которой включает в себя 3212
(1999 г.  - 3142) станции и отделения  скорой  медицинской  помощи
(СМП) и 47 (1999 г. - 59) больниц скорой помощи.
В 2001 году было около 50 млн.  вызовов  и обслужено 52,3 млн.
граждан.
Для трудоспособного  населения  возрастающая   потребность   в
скорой    медицинской    помощи    обусловлена    материально    -
производственными  мотивационными   факторами:   боязнь   лишиться
работы,  потерять  часть  заработка и т.п.  Это приводит к поздней
обращаемости  и  сопряжено  с  развитием  осложнений,  вплоть   до
жизнеугрожаюших.  Очевидно,  что все перечисленные тенденции носят
долговременный характер,  что  обуславливает  особую  актуальность
вопросов оказания скорой медицинской помощи населению.
Соотношение госпитализированных  к  числу  обслуженных  скорой
медицинской помощью на догоспитальном этапе составило всего 15,7%.
Вместе с тем, в 2001 году в городах Российской Федерации около
60%  пациентов  стационаров  были  госпитализированы по неотложным
показаниям.  Ежегодно за медицинской помощью в связи  с  развитием
неотложных  состояний обращается каждый 3-й житель страны,  каждый
10-й - госпитализируется по экстренным показаниям, а доля больных,
госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза.
Коллегия отмечает,  что серьезным тормозом в совершенствовании
организации  скорой  медицинской помощи является отсутствие четкой
системы управления этим сектором здравоохранения на всех уровнях.
Проблемы управления  усугубляются отсутствием надежной системы
мониторинга в  разделе  скорой  медицинской  помощи.  Существующие
формы  государственной отчетности не отражают реальной потребности
и обеспеченности населения этим видом медицинской помощи.
Планирование мощностей  подстанций и бригад скорой медицинской
помощи опирается на  общие  нормативы,  основанные  на  количестве
проживающего  на территории населения,  что не позволяет учитывать
особенности региона.
На госпитальном  этапе  в  большинстве  территорий  к оказанию
скорой медицинской помощи наравне с многопрофильными  стационарами
широко  привлекаются  маломощные  больницы,  зачастую  не  имеющие
необходимого  набора  специалистов  и  лечебно  -  диагностических
технологий.
Смешанный тип  финансирования   госпитального   звена   скорой
медицинской помощи осуществляется по стандартам,  разработанным по
нозологическому принципу для планово госпитализированных  больных,
что   не   соответствует   подходам   и  объемам  оказания  скорой
медицинской помощи.
Проблема подготовки  медицинских кадров для скорой медицинской
помощи остается актуальной.  Большинство бригад  скорой  помощи  в
настоящее   время   укомплектованы   специалистами  не  прошедшими
необходимой подготовки,  а повышение  квалификации  осуществляется
нерегулярно.  Только 15%  врачей СМП имеют сертификат специалиста,
менее 30% аттестованы на квалификационную категорию.
Основу научного  потенциала  службы  СМП составляют НИИ скорой
помощи им.  Н.В.Склифосовского (Москва), им. И.И.Джанелидзе (Санкт
-   Петербург),  а  также  18  кафедр  скорой  помощи  (неотложной
медицины),  действующих на базе высших образовательных медицинских
учреждений  Минздрава  России системы додипломной и последипломной
подготовки, что крайне недостаточно.
Рассмотрев сложившуюся    ситуацию   по   организации   скорой
медицинской  помощи  в  Российской  Федерации,  а   также   проект
отраслевой   целевой   программы   "Скорая   медицинская   помощь"
определяющей единые подходы и принципы по совершенствованию скорой
медицинской помощи
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить,  в  целом,  представленную  отраслевую  программу
"Скорая медицинская помощь".
2. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи
населению (Р.А.Хальфин):
2.1. В срок до 01.02.2003 доработать проект Программы с учетом
поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений и  направить
ее для согласования в органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
2.2. В срок до 01.03.2003 разработать проект приказа Минздрава
России по реализации программы "Скорая медицинская помощь".
3. Департаменту   образовательных   медицинских  учреждений  и
кадровой политики (Н.Н.Володин) в срок до  01.07.2003  рассмотреть
вопрос о создании унифицированных программ подготовки специалистов
в системе дополнительного образования по неотложной медицине.
4. Контроль  за  выполнением  решения  коллегии  возложить  на
Первого заместителя Министра здравоохранения Российской  Федерации
А.И.Вялкова.

Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ






Комментировать
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться