Эксперты предлагают отложить на год новый порядок оказания скорой помощи
Национальная медицинская палата призывает начать применять на практике приказа со следующего года лишь в выбранных пилотных регионов, а затем, после проверки, внести необходимые изменения в документ и только с 2015 года сделать его обязательным для исполнения.
Главный врач Городской станции скорой помощи Петербурга Алексей Бойков, председатель правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи отмечает, что цель нового приказа понятна — упорядочить процесс оказания медицинской помощи. Однако в законе осталось очень много юридических неопределённостей, которые могут поставить под удар в первую очередь врачей и руководителей служб скорой помощи различных уровней.
(Как изменится работа петербургской «Скорой помощи» с 1 января, читайте здесь)
Основную угрозу эксперт видит в отсутствие четкого указания в документе на то, какие случаи представляют угрозу для жизни пациента (а значит, требует выезда врачей «Скорой помощи» — Прим.ред.), а какие нет: «Такая ситуация позволяет сделать виноватыми как главных врачей, так и рядовых сотрудников бригад «Скорой помощи». В каком случае нужно рекомендовать обратиться пациенту к участковому врачу? Что такое «явные признаки угрозы жизни» и как их определить по телефону? Эти критерии в приказе не определены. Непонятно также, кто полномочен принимать такое решение, кто несет ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи», – подчеркивает Алексей Бойков. Все это делает врачей «Скорой помощи» уязвимыми перед недовольными пациентами и страховыми компаниями.
Пациенты, которые привыкли вызывать «Скорую помощь» по любому, даже незначительному, поводу, тоже могут не понять, когда их попросят приехать к врачу самостоятельно. Поэтому Алексей Бойков считает, что органы здравоохранения должны проводить отдельную разъяснительную работу с населением. Однако получается, что на это у них есть только один месяц.
Также важным замечанием к приказу №388н со стороны экспертов Национальной медицинской палаты являются вопросы оснащения машин «Скорой помощи». По их мнению, указанный перечень оборудования должен носить функциональный характер, не быть привязанным к конкретным аппаратам.
«Конечно, надо стремиться к тому, чтобы оснащение бригад «Скорой помощи» соответствовало самому последнему слову техники и мировому уровню, однако излишняя детализация оборудования, которое включено в стандарт оснащения автомобилей «Скорой помощи», требует высоких затрат. В то же время существуют другие аппараты, которые дешевле и позволяют выполнять те же самые функции. Более того, часть весьма дорогостоящих аппаратов нельзя назвать необходимыми для использования на догоспитальном этапе. Они могут быть только рекомендуемыми, так как использование их требует серьезной дополнительной подготовки персонала, и не всегда оправдано, особенно в городах, с учетом дефицита времени и близости стационаров», – говорит Алексей Бойков.
(Что думает по поводу нового порядка главный специалист Минздрава по скорой медицинской помощи Сергей Багненко, читайте здесь)
Вместо этого Нацмедпалата предлагает определить в приказе лишь функции необходимого оборудования, а выбор аппаратов оставить за станциями скорой помощи.
Нарекания у экспертов вызывает сокращение бригад «Скорой помощи» — должность санитаров больше не предусмотрена. По словам главного врача Городской станции скорой помощи, работа санитаром - это единственная возможность для студентов-медиков получить практические навыки оказания медицинской помощи пациентам, а для медучреждений – серьёзный кадровый резерв. Учитывая дефицит кадров и разные возможности регионов, эксперты предлагают сделать приписанные в приказе составы бригад рекомендуемыми, однако утверждать штатную комплектацию каждый регион России должен самостоятельно.
Исключение из перечня учреждений, куда доставляется пациент, тех, в которых отсутствуют специальные отделения скорой медицинской помощи, снижает доступность ее оказания. «Нужно везти пациента только в больницу, где есть специальное отделение скорой медицинской помощи. При этом расстояние не имеет значения, хотя рядом и может быть больница, в которой имеется необходимое оснащение и персонал для оказания помощи пациенту, но нет специального отделения. В таком случае оказание скорой медицинской помощи не является корректным», – отмечают эксперты. Также не до конца понятна дальнейшая судьба исторически сформированных и востребованных специализированных бригад «Скорой помощи»: в новом документе не нашлось места для кардиологических, неврологических и других бригад.
Эксперты напоминают, что скорая медицинская помощь только недавно вошла в систему ОМС, поэтому многие организационно-финансовые вопросы еще не решены до конца. Порядок оказания скорой помощи, по их мнению, необходимо дорабатывать, а пока нужно провести рабочее совещание представителей Министерства здравоохранения с главными врачами скорой помощи всех уровней, чтобы определить «болевые точки».
Источник: http://doctorpiter.ru
IVKOKO
|
Тов. организационный методист из г. Комсомольск-на-Амуре, поводов для беспокойства нет: гинекологи уже давно не у руля. По поводу смены "народного" академика - сомнительное предложение. Алексей Александрович человек уважаемый, грамотный, заслуженный, но, на мой взгляд, в части оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Изолированно этот этап от оказания СМП в стационарных условиях существовать уже не может. Можно об этом много спорить и поносить "народного" академика, но это выбор развитых стран и мы хотим или не хотим, но тоже пойдём по этому пути. Для информации сообщаю, что предложения по внесению изменений в рекомендуемую штатку в 388н дали первым ни СПб, ни станции скорой, расположенные рядом с МЧС № 99, а Ваш лучший друг -тов. Н. Разумный и тов. С.О. Мебония - главный врач Сочинской СМП. В жизни нужно равняться на тех, кто тянет воз и делает дело, а не ноет о том, как всё плохо. |
EugeneBoss03
| ||
| ||
EugeneBoss03
| ||
| ||
Кир
|
EugeneBoss03
|
Кир, вопрос действительно актуальный - Кто сшил костюм? Мы до настоящего времени не знаем кто же создал сей шедевр - приказ 388н? Явно не Министр здравоохранения лично. Если Профильная комиссия, то адвокат IVKOKO явно не прав, защищая его руководителя, если это делал кто-то другой - авторов в студию! |
IVKOKO
|
Пока, уважаемый Евгений Викторович, от Вас исходят одни эмоции. Вопрос санитаров обсуждался неоднократно. Есть нормативный правой акт: приказ Минздравсоцразвития России 541н, устанавливающий квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, где чётко расписаны должностные обязанности санитарки: уборка помещений, функции курьера, сообщение старшей сестре отделения о прорывах трубопровода и канализации. И всё. Возложение на санитарку иных функций, как то переноска пациента, медицинского оборудования, уборка салона АСМП вне закона и может быть обжалована в судебном порядке или в трудинспекции. Понятно, что большой соблазн попользовать студентов колледжей и ВУЗов в качестве якобы санитарок. Закрыть ими кадровые дырки по сути для допуска к осуществлению медицинской деятельности людей, не имеющих соответствующей подготовки. Ряд ветеранов отрасли предлагает: давайте вернёмся к раздутым штатам, пусть в машине виртуально сидит 5-6 человек, как положено сейчас. Пусть им и негде сидеть-то: водитель, врач, два фельдшера и два санитара. Хотя всем понятно, что более 2-3 человек в АСМП не работают, остальные совмещают вакантные должности. Тем более, что новая система оплаты труда и дорожная карта по заработной плате решила проблему раздувания штатного расписания. Сейчас самый "подходящий" момент для принятия решения об отмене вступления приказа 388н в силу. Только разрешился вопрос с трудоустройством санитаров, только им выплатили причитающиеся при увольнении при переходе на другую работу социальные гарантии, так раз и вязнем с ними года на два в судах по восстановлению на работе, в связи с тем, что приказ не вступает в силу, плюс повторно через год вновь выплачиваем положенные соц. гарантии. И каждый раз это делается за счёт фонда оплаты труда тех, кто остался. И ещё вновь закупленное для СМП оборудование хранить на складе, т. к. оно вне порядка СМП, чтобы в 2015 г. надзорные органы смогли сделать соответствующие выводы о неэффективном использовании имущества. Эстонские коллеги не сами придумали ту модель СМП, которая у них применяется, имплементировали от западных соседей. И их пример может быть показателен в том, что новая система оказания СМП работает в постсоветской системе, в группе людей с изначально похожим менталитетом. Не нужно считать, что российски работники СМП - паралимпийское движение. Есть технические средства: кресельные носилки, тележка-каталка, облегчающие работу. Для тяжелых пациентов всегда можно заключить соглашение с главным управлением МЧС России по субъекту, чтобы спасатели помогли. Вы бы лучше совместно с тов. Беляковым работали над другими вопросами, например нормированием труда мед. работников выездных бригад СМП. Насколько мне известно такого нормативного правового акта нет. От него зависит расчёт количества выездных бригад. Единственное разумное, на мой взгляд, предложение, которое я слышал от Вас, это разработка уточнённой, с учётом положений государственной программы "Развитие здравоохранения" и создания трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, концепции развития системы оказания скорой медицинской помощи в Российской Федерации на 2016-2020 годы. |
EugeneBoss03
| ||||||
Вывод напрашивается сам собой: либо последствия принятия данного нормативного акта отсутствовали, либо были представлены в "радужном цвете", без какой-либо аргументации. Что вновь не прибавляет плюсов разработчикам, под руководством "НА"?! 3. Кроме того, в соответствие с Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьёй 37, частью 3 установлены требования к содержанию (структуре акта) порядков оказания медицинской помощи: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Обратитесь к тексту приказа 388н, удовлетворяет ли он требованиям ФЗ?
5. И последнее, я не отказываюсь участвовать в доработке Порядка, если Вы считаете, что это будет целесообразным, но, судя по оценкам наших постов, это мало волнует пользователей сайта, поэтому наши дискуссии предлагаю перевести в русло личного обмена мнениями по электронной почте. Адрес, надеюсь, Вам тоже известен! | ||||||
EugeneBoss03
| ||
| ||
IVKOKO
|
Дорогой Евгений Викторович! Как я уже упоминал от этих дел я отошел, поэтому дальнейшую работу по доработке надо вести с Николаем Владимировичем! По вопросу принятия 388н могу сказать, что продукт профильной комиссии с 40 приложениями был приведён юристами к букве закона. На регулейшн.гов.ру он не вывешивался, т.к. во время обсуждения (до 15.04.2013) приказы обсуждались на сайте росминздрава, он там и сейчас висит. Так что к ведению в действие вопросов быть не может. Минюст чётко при гос. регистрации этот вопрос проверяет с изучением соответствующих ссылок на сайте. 541н говорит о том, что все должностные инструкции и соответственно трудовые договоры должны заключаться в соответствии с требованиями 541н, поэтому с работника нельзя требовать больше, чем установлено. Про сокращении санитаров в моргах, псих. больницах, и т. д. не согласен с Вами: по квалификационным характеристикам есть для них там работа. В части ссылки на 851 постановление: медицинские организации с 1.01.2013 финансируются из внебюджетных источников - средств фонда ОМС, поэтому доп. финансирования из бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации не требуется. Кроме того, нужно понимать, что порядок не может дополнять или трактовать закон. В 323-фз понятия "догоспитальный и госпитальный" этапы заменены на условия оказания медицинской помощи: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно; 3) в дневном стационаре; 4) стационарно. Структура 388н соответствует статье 37 323-ФЗ, если прочтёте убедитесь сами. Сложно отнести Таллин с населением более 430 тыс. человек к малым городам России, почти два Комсомольска-на-Амуре будет. P.S.: Кресельные носилки очень хорошо ездят по лестницам. Только их использование экзотика. |
EugeneBoss03
| ||||||||
Дорогой, Иван Юрьевич! Поскольку Вы от дел отошли, приношу свои искренние извинения за "прочие гинекологи". Согласитесь, что "пироги должен печь пирожник, а сапоги точать сапожник".
К слову, по ментальности мне ближе Минск или Астана, где обошлись без радикальных реформ СМП, а показатели младенческой смертности (Беларусь), общей смертности и рождаемости (Казахстан), получше будут, чем у Эстонии, однако. | ||||||||
IVKOKO
|
Согласен с Вашей оценкой, только последние 10 лет я занимался организацией здравоохранения. Для создания доступной среды созданы все условия, вышел новый СНИП, но этот вопрос не от медиков зависит. За трактовкой приказа 541н нужно обращаться в МЗ России. Юристы министерства дадут официальные разъяснения. По поводу выхолащивания: и "Н.А.",и тов. Разумный, и даже я боролись за каждое приложение, как львы. Но мы живём в правовом государстве, поэтому всё, что не соответствовало закону и не могло устанавливаться МЗ было юристами исключено. Сергей Фёдорович подробно рассказывал об этой борьбе на профильных комиссиях. |
garibasik
|
Похоже я тоже скоро стану реалистом |
EugeneBoss03
| ||
Уважаемый, Иван Юрьевич! Я знаю пока только одного заслуженного профессора-хирурга - Бориса Дмитриевича Комарова, члена-корреспондента Российской академии медицинских наук, доктора медицинских наук, который со знанием дела подошёл к организации скорой медицинской помощи в стране. Его монография по указанной проблеме, которая для организаторов здравоохранения долгое время была настольной книгой – Комаров Б. Д. Организация скорой медицинской помощи // М., 1976. В настоящее время, являясь библиографической редкостью, эта книга, тем не менее, не потеряла своей актуальности и современности.
| ||
igig
|
Коллеги, 01.01.2014 уже близко... |
Кир
|
"..фельдшер-санитар.." "..единственный метод психиатрической помощи на догоспитальном этапе — это, как правило, использование так называемого физического стеснения при самоагрессии или агрессии пациента. Зачем для этого нужен специалист-психиатр, если достаточно двух санитаров? Они доставляют пациента в стационар, и там врач устанавливает диагноз." "- Способен ли санитар отличить от опьянения дебют шизофрении?.." "..Штрафовать будут, если человека с черепно-мозговой травмой или подозрением на инсульт бригада привезла в центр или в стационар, где ему не смогут оказать адекватную помощь.." С.Ф.Багненко |
feldsher199
|
Уже тошнит от этого "главного специалиста" |
EugeneBoss03
|
С.Ф.Багненко: "В него были внесены изменения, во-первых, исходя из того, что он должен распространяться на все формы собственности медицинских организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, а не только регламентировать устройство государственной службы скорой помощи, как это было прежде. Это было непреклонное условие Минюста." На этой цитате хотелось бы остановиться подробнее. В соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статьёй 35. п.3"... На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации." Только по этому основанию коммерческие "скорые" не могут именовать себя "скорая медицинская помощь", т.к. не входят в систему единого номера эсктренного вызова! Коммерческие организации экстренной медицинской помощи могут называть себя как угодно: "быстрая медицинская помощь", "мобильная медицинская помощь", "медицинская помощь на дому" и т.п., но не "скорая медицинская помощь"! И с каких это пор Минюст стал диктовать Минздраву непреклонные условия в вопросах оказания медицинской помощи населению? |
Кир
|
IVKOKO
|
Согласно части 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации у нас существует государственная, муниципальная и частная система здравоохранения, которые равны в правах. В ряде субъектов частники вошли в ОМС и выполняют работу на равных с государственной СМП. При этом вызовы им передает ССМП. Частная СМП имеет полное право назваться СМП при наличии соответствующей лицензии. В части применения мер физического стеснения, то они могут быть применены на основании решения врача - психиатра на основании дистанционного консилиума врачей. По вопросу эффективности неврологических и кардиологических бригад. Их наличие на территории на смертность от сосудистых катастроф значимо не влияет. В тех субъектах, где открылись сосудистые центры, эффект значительный есть, как по смертности, так и по первичному выходу на инвалидность. P.S.: С НАСТУПАЮЩИМ, ТОВАРИЩИ, НОВЫМ ГОДОМ! |
EugeneBoss03
| ||||||
Есть мнение:
| ||||||
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться